Краеведческий клуб «Калейдоскоп»

Программа имеет туристско-краеведческую направленность, так как  призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Она направлена на активизацию интеллектуально-творческой деятельности обучающихся.

Уровень программы – стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Педагоги

Программу реализует библиотекарь – библиограф научных и массовых библиотек, прошедший курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Методика обучения шахматам» и «Социокультурные истоки» с лекционным модулем «Сохранить свою жизнь – продолжить свой род» Агошко Ирина Владимировна.

Содержание программы

1.Раздел «Родословие». 

Род и Родина – слова одного корня.

Гордость семьи, гордость России.

Мои предки- Победители!

Герб- наследие поколений.

Музей семейных реликвий

История страны в истории семьи. 

Мои родители-пионеры

  2.Раздел «История Ульяновской области»

 Летопись родного края

 История моего города

 Памятники и памятные места края

 Исчезнувшие деревни

 История заселения края. Топонимика и ономастика.

 

 История, факты, разные точки зрения.

 Военная история

 Война прошла сквозь наши семьи

Трудовой тыл

Нет забытых могил

Образование и культура, знаменитые люди

Навечно в памяти народной

Время вечной воздаст любовью

 Гордость Ульяновского края

 История школы в истории города

Народное творчество моих земляков.

Традиции и обычаи края.

 Детское движение в истории города

Создание пионерской организации в городе Ульяновске

 

       3. Раздел «Исследовательская работа и музееведение»  

        Подраздел музееведение.  

  Атрибуция музейных экспонатов.

  Ведение семейного архива.

  Навыки публичного выступления

 Составления отчета о походе.

 Методика анкетирования и интервьюирования.

 Работа с первоисточниками

 Четыре правила выбора темы, три круга возможных проблем

План - организующий фактор исследования. Структура исследовательской работы.

Методика сбора информации. Оформление работы.

 

       4. Раздел «Люби и знай свой край»

Экскурсии.

Поездки и походы

Экспедиции

 

          5. Раздел «Клубные дни»

Данный модуль включает в себя мероприятия, в которых принимают участие обучающиеся по программе, а также подготовку к их проведению.

Ежегодно планируются следующие мероприятия:

Выездные заседания клуба в музеях ОУ и района – ежемесячно.

Краеведческие чтения и ученические конференции – два раза в год.

Областные и региональные краеведческие конкурсы – по отдельному плану

Районные и областные операции и акции краеведческой направленности – по отдельному плану.

       

 

Цели программы

Создание условий для развития социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее

Результат программы

Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с концепцией развития системы дополнительного образования.

 

           Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:

-мотивационно-ценностным;

-когнитивным;

-операционным;

-эмоционально-волевым

          Успешный ребенок   по итогам обучения должен:

 -понимать свою связь с окружающим его микромиром, хотеть эффективно     взаимодействовать с ним;

 -осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких     людей, в общей судьбе народов России;

 -интересоваться жизнью края;

 -уметь самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшим его объекте деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах   трудоустройства;

-уметь и хотеть участвовать в решении проблем окружающего его социума.

        В процессе реализации программы ожидается развитие, и укрепление у обучающихся, чувства люби к родному краю, формирование качеств нравственной личности гражданина и патриота и т.д.

Предполагается, что личностные изменения возможно отследить по следующим критериям:

-активность обучающихся во внеурочное время;

-их вовлеченность в систему дополнительного образования;

-положительная тенденция роста участников школьных, районных и областных     

 конкурсных программ;

-уровень удовлетворенности родителей и обучающихся жизнедеятельностью детского коллектива.

Особые условия проведения

Одним из важнейших условий реализации образовательной программы является материально-техническое обеспечение, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и включать в себя необходимое оборудование, инструменты и материалы.

 

Требования к помещению. Занятия проходят на базе МБОУ СШ №10, в кабинете №210. Помещение соответствует санитарно-гигиенические требования для проведения занятий:

- в помещении равномерное освещение и отсутствие прямых и отраженных бликов,

-  на рабочее место свет падает слева сверху,

- помещение сухое, хорошо проветриваемое,

- в кабинете имеются стандартные рабочие столы и стулья, отвечающие эргономическим требованиям,

- в наличии шкафы для хранения, материалов, наглядных пособий и работ обучающихся,

- общая площадь составляет 50 м2, что соответствует расчету на группу в количестве 15 человек.

 

Материально-техническая база

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Калейдоскоп» предусмотрено использование следующих видов технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе): классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности) и др.;

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику: дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение /преподавание учебного курса «Калейдоскоп» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая /справочная литература учителя и др.);

нормативные документы;

специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);

энциклопедическая и справочная литература;

художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.