«ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО» (для детей с ОВЗ)

Многие обучающиеся, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями затрудняются общаться в разных ситуациях. Особенно это касается детей с ОВЗ с диагнозом ТНР (тяжелые нарушения речи) и ФФНР ((фонетико-фонематическое недоразвитие речи).  Программа составлена таким образом, чтобы восполнить очень важную область дошкольного образования, представить детям различные формы вежливого общения с людьми, знакомить их с правилами этикета; формировать коммуникативные способности детей.

Педагоги

Горбунова Елена Николаевна - педагог дополнительного образования, логопед

Содержание программы

 1 модуль 

Диагностика. 

Что такое общение. Устное и письменное общение
Для чего люди общаются 

Нужные слова для извинения.

Обращаемся с просьбой.
  Устное общение
 Письменное общение

 Познакомить детей с техникой разгадывания ребусов
 Зачем быть вежливым?

 Слова благодарности.  Понятие «вежливый человек».

Знакомить дошкольников с формулами речевого этикета в ситуации приветствия.
 До свидания
 Кто? Кому? Зачем? Как?
 Тихо или громко?
 Поспешишь – людей насмешишь
 Не сломай язык
2 МОДУЛЬ 
 Каким тоном?
 Благодарность
 От улыбки стало всем светлей

Этикетные выражения в ситуации знакомства.
 Можно ли общаться без слов

Знакомство  с невербальными средствами общения
 Отгадай, что я сказал!
 Как обратиться с просьбой?
 В магазине
  Не забудь извиниться!
  Алло! Алло
 Ты – слушатель

 Правила слушания
 Какой ты слушатель?
 День рождения только раз в году
 Ты – зритель
 Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь

 Утешение, сочувствие и способы их выражения
 Человек без друзей, что дерево без корней
 Формирование словаря
 Диагностика

Изучение уровня усвоения содержания  программы

 

Цели программы

Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков и процесса социального и коммуника­тивно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста .

Результат программы

Личностные результаты

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметные результаты

соблюдать некоторые правила вежливого общения ;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметные результаты

различать устное и письменное общение;

 различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

 уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

 анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

 продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

 распознавать и вести этикетный диалог;

 оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Особые условия проведения

По программе могут заниматься дети от 5 до 7 лет 

Материально-техническая база

     Материально – техническое и информационное обеспечение:

Мебель (учебные столы и стулья) используются стандартные, комплектные и имеют маркировку соответствующую ростовой группе (10 столов и 20 стульев). Технические средства обучения, а также материалы, используемые для процесса обучения являются безопасными для здоровья детей. Нормы площади для занятия по социально – педагогическому направлению соблюдены (с расчетом 2.5 кв.м. на одного обучающегося). Помещения для занятия риторикой оборудовано всем необходимым дидактическим и раздаточным материалом. В кабинете имеется доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок, стенд для размещения творческих работ обучающихся, стол для педагога. Имеются в наличии видеоматериалы.