Литературный клуб «Лукоморье»

Актуальность образовательной программы заключается в том, что она направлена на формирование творческой личности, живущей в современном мире. Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Содержание программы отвечает потребности детей не только в творческой самореализации, но и в практическом применении результатов своей работы. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьного курсов литературы, изобразительного искусства, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся. В результате освоения программы, обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с литературными произведениями; оценки их эстетической ценности; ориентирования в мире литературы.

Отличительные особенности заключаются в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления и создание собственных поэтических текстов рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности. На занятиях кружка «Литературный клуб «Лукоморье» учащиеся имеют возможность в полном объёме получать теоретические знания по литературе, заниматься продуктивной творческой деятельностью (сочинение произведений разных жанров, составление кроссвордов, выпуск стенгазет). Этот аспект также является элементом новизны данной программы.

Инновационность программы состоит в том, что реализация программы построена на взаимодействии школы с учреждениями социально-культурной направленности. Для ее реализации осуществляются выездные занятия в музеи и театры города Ульяновска.

Педагоги

Программу реализует библиотекарь – библиограф научных и массовых библиотек, прошедший курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Методика обучения шахматам» и «Социокультурные истоки» с лекционным модулем «Сохранить свою жизнь – продолжить свой род» Агошко Ирина Владимировна.

Содержание программы

Содержание учебного плана.

Модуль 1

 

1.Вводное занятие. Ознакомление с целями и задачами кружка.   Книги, прочитанные летом.

2.Развитие навыков выразительного чтения.  Час поэзии.  Знакомство с различными поэтическими произведениями. Учимся понимать автора, чувствовать настроение лирического героя.

3.Стихи о родине. Стихи о родной природе. Выразительное чтение любимых стихотворений.  Знакомство с лирическими произведениями, посвященными природе Ульяновской области

4.Народная мудрость. Книги-сборники. Ознакомление с устным народным творчеством. Знакомство с понятием УНТ. Чтение произведений УНТ.

5.Сочинение частушек, стихотворений о школе ко Дню Учителя.  Развитие творческих способностей учащихся. Знакомство с ритмом, рифмой.

Выразительное чтение стихотворений собственного сочинения.

6.Сказки (волшебные, о животных, бытовые).

Сказки народов мира. Общее представление о своеобразии сказок.  Знакомство с литературным термином «сказка». Жанры народных сказок.

7.Выборочное чтение сказок народов Азии, Европы, Африки.

Чтение сказок и мифов народов Америки, Австралии, народов Океании.  Знакомство со сказками разных народов мира.  Обсуждение понравившихся произведений.

8.Теоретические основы инсценировки.

Инсценировки русских народных сказок. Творческая работа над понравившимися произведениями.

9.Конкурс на лучшую иллюстрацию к русской народной сказке. Творческая работа. Рисуем иллюстрацию к любимой сказке.

10.Художественное чтение и инсценировка басен И.А. Крылова. Чтение по ролям ранее не изученных произведений И.А. Крылова.

11.По страницам книг А.П. Гайдара. Обзор его произведений. Знакомство с творчеством знаменитого русского писателя А.П. Гайдая. «Тимур и его команда» - отрывки. «Чук и Гек» - отрывки.

12.Знакомство с произведением А. Куприна «Чудесный доктор».

Викторина по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор» Чтение и комплексный анализ произведения.

13.Знакомство с юмористическими произведениями А.П. Чехова. «Своя игра» по юмористическим рассказам А.П. Чехова. «Злоумышленники», «Дама с собачкой», «Каштанка», «В Париж!» и т.д.

14.«Юные поэты» - сочинение стихотворений.

Конкурс поэтов «Стихи я маме посвящаю…» Творческая работа. Проба пера.

15.Стихи о временах года. Выразительное чтение стихотворений о зиме. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Какая ночь..», «Волшебница-зима»;  С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает», «Метель», «Эх вы, сани…»; Ф. Тютчев «Декабрьское утро», «Листья», «Чародейкою Зимою…»; А. Фет «Мам, глянь-ка из окошка…», «Снег да снежные узоры», «На двойном стекле узоры»; Н. Некрасов «Снежок», «Мороз - воевода», «Мужичок с ноготок».

16.С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Слушаем актёрское чтение. 

 

Модуль 2

 

1.Вводное занятие. Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством». Знакомимся с экранизацией произведения. Ищем отличия книги от фильма.

2.Выпуск стенгазеты «Времена года». Творческая работа.

3.«Красна речь пословицей» - конкурсная игра. УНТ. Конкурс загадок, частушек.

4.Литературная игра «Что? Где? Когда?

5.Конкурс на лучшую иллюстрацию к русской народной сказке.

6.Выпуск стенгазеты «УНТ»

7.Рассказывание как вид декламации. Рассказывание народных сказок. Пересказ любимых сказок. Инсценировка любимых сказок.

8.А.А.Фет, А. Блок, С. Есенин, Н.А. Некрасов… Учимся читать выразительно любимые произведения о природе.

9.«Времена года» - поэтическое лото по произведениям русских поэтов 19 века. Викторина на знание произведений и их авторов.

10.«Два светила русской поэзии» (о творчестве М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина). Просмотр фильма «Лермонтов»

11.«Два светила русской поэзии» (о творчестве М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина). Просмотр фильма «Последняя дуэль»

12.Детские газеты и журналы. Печать пробного детского журнала.

13.Музыкальная игра «Угадай мелодию» из детских песен.

14.Игра «Поле чудес» по произведениям детских авторов. Вспоминаем произведения, написанные для детей. Урок-игра.

15.Выпуск стенгазеты «ВОВ в моей семье»

16.Великая Отечественная война в литературе.  Знакомство с детскими произведениями о ВОВ. Станислав Олефир, “Когда я был маленьким, у нас была война”; Элла Фонякова, “Хлеб той зимы”; Геннадий Черкашин, “Кукла”; Петер ван Гестел, “Зима, когда я вырос”; Юрий Герман, “Вот как это было” Чтение отрывков из произведений.

17.Конкурс чтецов. Стихотворения о ВОВ

18.Иллюстрации к любимым произведениям. Составление кроссворда по любимым произведениям.

19.Подготовка сценария итоговой концертной программы.

20.Итоговая конференция. Презентация понравившегося произведения, изученного на курсе «Литературный клуб»

Цели программы

Саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе изучения литературных произведений:

выявление, изучение и развитие творческих способностей школьника;

привлечение внимания к созидательной деятельности человека;

через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться создавать собственные произведения заданной тематики: стихи, малую прозу, опираясь на знания теории литературы;

анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации;

учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями;

развить у детей чувства прекрасного, умение видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге;

обучить учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; знакомить учащихся с мастерством художественного слова;

иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом;

выразительно читать стихотворения, правильно интонируя их.

Результат программы

Кружок «Литературный клуб «Лукоморье»» будет способствовать формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в преодолении в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, научится творчески выражать свои мысли чувства.

Материально-техническая база

Для изучения курса «Лукоморье» предусмотрено использование следующих видов технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе): классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности) и др.;

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику: дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение /преподавание учебного курса «Калейдоскоп» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая /справочная литература учителя и др.);

нормативные документы;

специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);

энциклопедическая и справочная литература;

художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.