Занимательная биология

Данная программа у учащихся развивает познавательный интерес к биологии, чувство сопричастности к общему делу каждого члена объединения.

Данная программа направлена на расширение знаний, получаемых при изучении предметов естественнонаучного цикла. Предметы программы тесно связаны со школьными предметами экология, география, химия, физика.

Изучение учащимися биологических понятий, законов актуально, т.к. способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе. Данная программа способствует развитию у учащихся умений выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, развитию целого ряда личностных качеств (ответственность, самостоятельность и т.д.). Программа предусматривает активное усвоение знаний, умений учащихся, осознание значимости биологических знаний, их ценности. Данная программа отличается от уже существующих тем, что направлена на развитие коммуникативных навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в среде сверстников. Также данная программа способствует развитию у учащихся экологической грамотности, биологической культуры.

Педагоги

Беляева Ирина Александровна

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

 

         Раздел 1. Биология как наука. Методы биологии (1 ч)

         Знакомство с содержанием программы «Занимательная биология». Роль обучающихся в области защиты, восстановления природы родного края. Права и обязанности воспитанников. Инструктаж по техники безопасности. Введение. Методы исследования природы.

 

         Раздел 2. Биология под микроскопом (4 ч)

         Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. Бактерии в жизни человека. Простейшие организмы. Клетки растений и животных.


         Раздел 3. Осенние явления в природе (4 ч)

         Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных. Осенние пейзажи. Грибное царство. Что мы знаем о грибах. «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. О чем нам осень рассказала.

 

         Раздел 4. Зеленый мир (8 ч)

         Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Определение растений. Определение растений.. Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. 

 

         Раздел 5. Мир животных (8 ч)

         Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекциям. В мире позвоночных животных. Холоднокровные животные. Теплокровные животные.

 

         Раздел 6. Организм человека (8 ч)

         Человек - особенный. Как появился человек. Выявление доказательств эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Особенности ВНД человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.

 

         Раздел 7. Эволюция природы (8 ч)

         Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. Доказательства эволюции. Начало эволюции. Рождение Земли. Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). Завоевание суши. История динозавров. Необыкновенные предки современных теплокровных. Эволюция сегодня и завтра.

 

         Раздел 8. Природа под охраной (9 ч)

         Красная книга, история ее возникновения. Представители флоры и фауны нашего края, занесенные в Красную книгу. Причины исчезновения некоторых видов флоры и фауны. Пути и сохранения и восстановления. Представители флоры и фауны нашего края, занесенные в Красную книгу, места их обитания, пути их сохранения от исчезновения. Экологические проблемы. Экологические организации. Состояние природы в районе нашего села. Исследования состояния природы. ПДК. Методы охраны природы. Природоохранные территории. Экологическая тропа. Итоговое занятие.

 

 

Цели программы

Цель программы: познакомить обучающихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Результат программы

ü  Предметные УУД:

- расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека;

- способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний;

- ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

- ознакомление с биологическими специальностями.

ü  Коммуникативные УУД:

- развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а также навыки работы с микроскопом;

- развитие навыков общение и коммуникации;

- развитие творческих способностей обучающихся;

- формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;

- формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

ü  Личностные УУД:

- воспитание интереса к миру живых существ;

- воспитание ответственное отношение к порученному делу.

- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

        

Особые условия проведения

Ограничений по состоянию здоровья обучающихся нет, возрастные ограничения - 15-17 лет

Материально-техническая база

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА:

•         учебный класс;

•         лаборантская с большим количеством пособий, моделей и макетов;

•         микроскопы, лупы, штативные лупы

•         телевизор;

•         мультимедийный комплекс;

•         плакаты биологической и экологической тематики;

•         динамические пособия;

•         коллекция комнатных растений.


 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА:

•         библиотечка литературы (биологической, экологической, методической), необходимой для работы и проведения занятий;

•         коллекция фильмов;

•         компьютерные презентации биологической тематики;

•         электронные уроки;

•         электронная библиотека ЦОР.