Клуб исследователей «Эврика!»

твенно-научной направленности клуб исследователей «Эврика!» обеспечивает вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность учащихся с 5 по 11 класс. Универсальные учебные действия, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов выпускников школы. В современном обществе востребованы одаренные люди и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Программа ориентирована на  формирование у учеников научной картины окружающего мира, развитие познавательной активности в сфере естественных наук; развитие интереса к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и взаимодействия с другими элементами окружающей среды; на демонстрацию рационального использования даров природы и их охрану; экологическое воспитание.

Педагоги

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое образование. Педагог дополнительного образования Даллакян Татьяна Евгеньевна имеет специальность: «Учитель географии и биологии».

Содержание программы

Содержание учебного плана.

Введение. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями.

Как выбрать тему исследования. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Определение актуальности темы, проблемы.

Цель и задачи исследования. Ответ на вопрос – зачем я провожу данное исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования. Определение предмета и объекта исследования.

Гипотеза исследования. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Организация исследования. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования. Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.

Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.

Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Библиография и аннотация. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.

Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Методы исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная или в парах. Индивидуальные консультации учителя.

Подготовка к защите исследовательской работы. Презентация. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Выводы и умозаключения. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. Самооценка и взаимооценка (каждый ученик оценивает свою работу и одну работу кого-то из товарищей – выступает в качестве эксперта).

Защита работ. Итоговая конференция.

Цели программы

Создание условий для развития личностного потенциала учащегося, создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, мотивации к познанию окружающего мира, посредством проектно-исследовательской деятельности.

Результат программы

Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с концепцией развития системы дополнительного образования.

У обучающихся будут сформированы:

- навыки принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

- оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков;

- выполнять правила этикета, внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности;

- внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведениями искусства;

- адекватно оценивать оценку учителя и товарищей, признавать собственные ошибки;

Обучающиеся получат возможность для формирования и развития:

- эмоционально-ценностного отношения к природе;

- трудолюбия, бережного и ответственного отношения к результатам своей работы, к рабочим инструментам, материалам, оборудованию;

- познавательного интереса в области исследовательской деятельности;

- основных психических процессов (мышления, памяти, внимания);

- навыка самостоятельной работы при выполнении практических исследовательских работ;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им;

- навыка произвольного поведения.

 

Материально-техническая база

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Клуб исследователей «Эврика!» предусмотрено использование следующих видов технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе): классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, мультипроектор и др.);

вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности) и др.;

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику: дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение /преподавание учебного курса «Клуб исследователей «Эврика!» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая /справочная литература учителя и др.);

нормативные документы;

специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;

научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

хрестоматийные материалы, включающие тексты тематически связанные с содержанием курса;

энциклопедическая и справочная литература;

печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.