«Эколята»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая лаборатория» (далее Программа) разработана для предоставления образовательных услуг учащимися младшего и среднего возраста в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа№37»

Педагоги

Горячева Наталья Викторовна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования

Алексеева Елена Ивановна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования

Усова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования

Кормилицына Елена Игоревна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования

Аргасцева Лариса Геннадьевна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования

Бакаева Лидия Николаевна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования

Содержание программы

 

 

Содержание учебного плана

Что такое «Экология»?

 

Контроль: Входная диагностика.

 

Раздел 1. Введение в экологию

Тема 1. Сбор коллекционного материала

Контроль: Определение видового состава собранного материала.

 

Тема 2. Сортировка и обработка гербарных материалов

Контроль: Определение видового состава собранного материала.

 

Тема 3. Компоненты природного биогеоценоза

Контроль: Беседа.

Раздел 2. Природа вокруг нас

Тема 1. Климат и климатические явления

Контроль: выставка дневников.

 

Тема 2. Вода – источник жизни

 

Контроль: устный опрос.

 

Тема 3. Полезные ископаемые

 

Контроль: устный опрос.

 

Тема 4. Почва – дом для многих организмов

Контроль: : Практическая работа.

 

Тема 5. Царство Грибы

Контроль: Устный опрос.

 

Тема 6. Мир растений

 

 

Раздел 3. Природа в русском народном творчестве

 

Тема 1. Природа и фольклор

 

Контроль: Конкурс чтецов.

 

Тема 2. Сказочная природа

 

Контроль: оформление и выставка работ.

 

Тема 3. Народные приметы

 

Контроль: оформление и выставка работ.

 

Раздел 4. Живая природа

Тема 1. Невидимый мир

 

Контроль: выполнение практической работы

 

Тема 2. Ярусы леса

 

Контроль: устный опрос

 

Тема 3. Влияние факторов среды на рост растений

Контроль: выполнение практической работы.

 

Тема 4. Птицы нашего края

 

Контроль: устный опрос.

 

Тема 5. Дома животных

 

Контроль: оформление и выставка работ.

Раздел 5. Сезонные изменения в природе

 

Тема 1. Осенние явления в жизни растений

 

Контроль: беседа

 

Тема 2. Природа в творчестве В. Бианки

 

Контроль: оформление и выставка работ.

 

Тема 3. Деревья зимой 

Раздел 6. Природная лаборатория

Тема 1. Лесные витамины

 

Контроль: практическая работа.

 

Тема 2. Съедобные и ядовитые грибы

 

Контроль: беседа.

 

Тема 3. Лекарственные растения

Контроль: практическая работа.

 

Тема 4. Осторожно – опасность в лесу!

 

Контроль: беседа.

 

Тема 5. Питание для растений

 

Контроль: практическая работа.

Раздел 7. Охрана природы

Тема 1. Списки исчезающих видов

 

Контроль: выпуск книжки-малышки «Их мало!»

 

Тема 2. Правила поведения в природе

Контроль: беседа.

 

Тема 3. Поведение в лесу

Контроль: беседа.

 

Тема 4. Животные Ульяновской области

Контроль: беседа.

 

Раздел 8. Проектная деятельность

Тема 1. Введение в проектную деятельность Теория: Проект. Виды экологических проектов.

Контроль: беседа.

Тема 2. Методы изучения природы

 

Контроль: беседа.

 

Тема 3. Создание наглядных пособий по экологии

 

Контроль: выставка.

 

Тема 4. Презентация проектов

4.1.  Выставка-презентация экоплакатов

Контроль: выставка.

4.2.  Конкурс творческих выступлений «Природа зимой»

Контроль: конкурс.

 

Промежуточная аттестация

Контроль: анализ и самоанализ работ.

 

Итоговое тестирование

Контроль: итоговое тестирование.

 

 

Цели программы

Цель программы - воспитание экологической культуры учащихся путем вовлечения в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Результат программы

Показателями реализации программы служат перечень личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты:

-       любовь к природе;

-      чувство доброты и сострадания;

-      ответственное и бережное отношение к окружающей среде;

-      активная жизненная позиция;

-      укрепление здоровья обучающихся.

 

Метапредметные результаты.

-        развитие познавательного интереса; памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, речи; творческих способностей; коммуникабельности; навыков самостоятельной работы; навыка публичных выступлений при защите творческих проектов;

-        умение анализировать, проектировать, практиковать; оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической целесообразности.

Предметные:

-        представление о разнообразии компонентов живой и неживой природы; флоре и фауне Ульяновской области;

-        знание сезонных изменений в природе; правил оформления гербария; основных методов экологических исследований; редких и исчезающих видов животных и растений; правил поведения в природных условиях; народных традиций и природных богатств родного края;

-        умение вести наблюдения за природными объектами; оформлять гербарий; работать с лабораторным оборудованием и выполнять опыты; выращивать и ухаживать за растениями; использовать приобретенные знания, умения и навыки для безопасного применения химических веществ в быту; ухаживать за животными; правильно вести себя в природных условиях; собирать коллекционный материал; выполнять исследовательские работы; прогнозировать последствия природных явлений.

 

Особые условия проведения

Без особых условий 

Материально-техническая база

Одним из важнейших условий реализации образовательной программы является материально-техническое обеспечение, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и включать в себя необходимое оборудование, инструменты  и материалы.