В царстве шахматной Королевы

является её индивидуальный подход к обучению ребёнка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности обучающегося с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. 

Педагоги

Лукьянов Александр Александрович

Содержание программы

Цель: введение в программу, знакомство учащихся с игрой в шахматы, её целями и задачами, развитие интереса к шахматной игре.

   обучающие:

- познакомить учащихся с понятием шахматная игра, её назначением;

- дать учащимся общие сведения о шахматной игре;

- техника безопасности, ПДД и ППБ.

      Развивающие:

- развитие эмоциональной сферы учащихся;

- развитие познавательного интереса учащихся к изучению шахматной игры;

- раскрытие творческих способностей учащихся;

      воспитательные:

- воспитание у детей чувства ответственности;

- формирование доброжелательного отношения друг к другу;

         Теоретическая часть.

         Знакомство с историей шахмат в России, выдающимися шахматистами Ульяновской области. Изучение понятий: шахматная доска, горизонтали, вертикали, фигуры и пешки. Правила хода и правило взятия. Расстановка фигур на шахматной доске.

         Практическая часть.

         Расстановка и разыгрывание первоначальной позиции.

   Методы и формы подачи материала: рассказ, демонстрация на шахматной доске, разыгрывание теоретических позиций.

 

Цели программы

Способствовать развитию творческих способностей детей через  формирование  знаний, умений и навыков  игры в шахматы.

Результат программы

К концу учебного года дети должны знать:

- шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры;

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

 

К концу  учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнёрами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- правильно делать рокировать;

- объявлять шах;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй;

- проводить элементарные комбинации.

Материально-техническая база

Демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур.
Комплекты шахмат
Шахматные столы
Стулья
Письменный стол
Шкафы
Компьютер
Напольная шахматная доска