Мастерская по дереву (Точка роста)

Дополнительная образовательная программа «Мастерская по дереву» имеет техническую направленность и предполагает обучение детей выпиливанию из фанеры, моделированию и выжиганию.

Данный вид деятельности очень интересный, доступный и увлекательный для школьников. Именно здесь дети приобщаются к знаниям в области моделирования и конструирования, обработке материалов из древесины, развивают пространственное мышление, формируют устойчивый интерес к технике.

В быту нас окружают самые разнообразные вещи, изготовленные из древесных материалов: различные полочки, вешалки, подставки, кухонные предметы. Иногда возникает необходимость найти и устранить возникшие неисправности, а для этого нужно знать особенности материалов, изготовленных на основе древесины (фанера, ДВП, ДСП, шпон и другие), секреты их обработки. Обучающиеся осваивают приемы работы не только лобзиком и выжигателем, но и ручной дрелью, деревообрабатывающими инструментами, различными клеями и красками.

На занятиях закладываются основы будущей профессии обучающихся, многие черты характера, воспитанные в процессе этих занятий, помогут в дальнейшем в любой трудовой деятельности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося через использование современного оборудования; в программе рассмотрены технологии выпиливания лобзиком (ручным и электрическим), выжигания по дереву, начиная с формирования художественного образа из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Актуальность программы заключается в следующем:

- в процессе освоения данной образовательной программы у школьников формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности: конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность и др.;

– обучающиеся приобретают навыки ручного труда, знакомятся с современными инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий;

– дети приобретают навыки исследовательской деятельности;

– занятия по выпиливанию позволяют существенно влиять на трудовое воспитание, рационально использовать свободное время детей;

– опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств;

– дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его востребованность в социуме. Это могут быть подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками и многое другое;

– занятия способствуют формированию способностей ребенка видеть красоту природного материала, более эмоционально, «сердечно» воспринимать природу, бережно к ней относиться, чувствовать себя ее частицей;

- занимаясь выпиливанием лобзиком, выжиганием и художественной обработкой древесины, обучающиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Особенность данной программы заключается в том, что она рассчитана не только на социально благополучных детей, но и на социально - дезадаптивных детей. Их объединяет одно – желание научиться делать что-либо полезное для себя и своих близких. В объединение принимаются все желающие. Каждому ребенку дается возможность попробовать свои силы в работе с древесиной.

Педагогическая целесообразность.

Художественная обработка дерева занимает особое место среди технических детских объединений в системе дополнительного образования детей. Данное направление накладывается на общеобразовательную область "Технология". С одной стороны, учащиеся связаны с различными видами техники: ручной инструмент, измерительный инструмент, работа с чертежами и т.д. С другой стороны, это прикладной вид деятельности. Наконец, это в прямом смысле слова вид художественного творчества, т.к. на любом этапе, в первую очередь, ставится задача сделать не просто пригодный для использования предмет, но и отвечающий эстетическим критериям. Здесь особую роль играет материал, из которого будет изготовлено будущее изделие. Именно древесина, как исходный материал, придает будущему изделию неповторимый вид. Даже один и тот же мастер, используя один и тот же чертеж и рисунок, не способен изготовить две совершенно одинаковые вещи. Мастер должен учитывать свойства материала, плотность дерева, расположение слоев, цвет, оттенок, рисунок и другие свойства заготовки, которые позволяют зачастую совершенно по-новому раскрыть авторский замысел.

Данная дополнительная образовательная программа имеет техническую направленность, носит вариативный характер.

По уровню освоения учебного материала – базовая.

 

 

 

 

 

 

Педагоги

Шильченков Андрей Иванович

Содержание программы

I.     Вводное занятие.

Знакомство с работой объединения. Цели и задачи творческого объединения. Обсуждение плана работ. Демонстрация готовых поделок.

II. Древесные материалы

Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах. Признаки, основные свойства и области применения различных древесных пород (сосна, ель, береза, липа, ольха и др.).  Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины, область их применения, основные свойства.

Практическая работа.

Знакомство и изучение различных пород деревьев. Просмотр журналов, книг. Заготовка материалов для выполнения плана работы объединения. Проведение игр с использованием викторины "Образцы материалов из древесины". Экскурсия на мебельную фабрику, в лес.

КОД. Опрос.

 

III. Художественная обработка древесины (выжигание по дереву).

1. Инструменты и приспособления.

Устройство выжигателя. Знакомство с работой выжигателя. Техника безопасности при работе с выжигателем. Организация рабочего места, культура труда. Правила подготовки материалов для выжигания. Материалы, используемые в технологии выжигания: калька, копировальная бумага, карандаши, наждачная бумага (крупнозернистая, мелкозернистая).

Инструменты и дополнительные материалы. Правила и порядок работы с чертежными инструментами (линейка, циркуль, транспортир, карандаш).

Практическая работа.

Изучение правил работы с выжигателем. Изучение ТБ при работе с выжигателем. Подготовка материалов для выжигания. Обработка фанеры при помощи наждачной бумаги. Нанесение рисунка на фанеру с помощью копировальной бумаги. Использование чертежных инструментов для разметки, изучение правил работы ними.

КОД. Опрос.

2. Техника выжигания.

История художественной обработки древесины. Русское искусство художественной обработки древесины.

Правила посадки за рабочим местом. Расположение рук, выжигателя, поверхности с выжигаемым рисунком.

Различные приёмы выжигания: точками, штрихами, линиями. Способы украшения лицевых и боковых поверхностей изделий. Правила использования шаблонов и трафаретов. Способы изготовления шаблонов и трафаретов, приемы работы с ними.

Практическая работа.

Знакомство с историей художественной обработки древесины.

Отработка приёмов выжигания (точками, штрихами, линиями).

Выжигание панно на сельскохозяйственную, техническую тематику, используя различные приемы выжигания. Изготовление несложных трафаретов, шаблонов, отработка приемов работы с ними.

КОД. Опрос.

3. Виды выжигания.

Различные виды выжигания: по контуру, силуэтное, декоративное, с передачей оттенков светотени. Понятие контура, силуэта. Понятие орнамента. Виды орнамента, используемые в технологии выжигания (геометрический, растительный, животный, геральдический). Понятие симметрии, асимметрии в орнаменте. Центр композиции, техника выполнения орнамента. Применение чертежных инструментов в построении орнамента.

Практическая работа.

Выжигание панно с применением различных видов выжигания (по контуру, силуэтное, с передачей оттенков светотени). Изучение видов орнамента, просмотр книг, журналов. Создание орнамента по собственному замыслу, выжигание различных видов орнамента.

КОД. Опрос.

4. Приемы выжигания.

Плоское выжигание, глубокое выжигание. Виды штифтов требуемые для выжигания. Порядок выжигания, расположение рук на рабочем столе. Особенности и порядок выжигания кислотами.

Практическая работа.

Выжигание панно с применением различных приемов выжигания (плоское, глубокое выжигание). Знакомство с процедурой выжигания кислотами.

КОД. Опрос.

IV. Отделка изделий.

Способы подготовки изделий для их отделки. Прозрачная отделка, защитная отделка, крашение. Особенности окрашивания и раскрашивания выжженных рисунков с применением анилиновых красителей, разноцветной туши, цветных чернил, карандашей, гуаши, масляных красок. Правила нанесения фона с помощью тампона, кисточки. Подготовка поверхности для росписи гуашью (грунтовка клеем ПВА). Виды лаков. Вощение и лакировка.  Техника безопасности при работе с клеем ПВА, лаком.

Практическая работа.

Выжигание панно на фанере различной толщины, обрезках досок. Окрашивание и раскрашивание выжженных рисунков с применением анилиновых красителей, разноцветной туши, карандашей, гуаши, масляных красок, фломастеров. Нанесение фона с помощью тампона, кисточки. Лакирование готовых изделий.

КОД. Самостоятельная работа.

V. Особенности оформления спилов деревьев.

Строение дерева (крона, ствол, корни), строение и свойства древесины (сердцевина, ядро и заболонь, сердцевинные лучи, текстура, плотность древесины). Правила обработки спилов деревьев особенности их оформления.

Художественное оформление спилов деревьев с помощью красок, выжигания, лакирования.

     

Цели программы

Развитие творческих способностей обучающихся, формирование доступных технических и технологических знаний, подготовка к свободному, осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности с ориентацией их на получение технических специальностей.

Результат программы

По окончании первого года занятий учащиеся должны:

уметь:

- самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете;

- составлять узор в круге, квадрате, полосе, симметричные орнаменты, выполненные по народным мотивам;

- выявлять текстуру и красоту древесины.

-    подготавливать древесину для выжигания;

-    правильно располагать рисунок на фанере;

знать:

- правила ТБ при работе с ножницами, шилом, выжигателем;

- способы изготовления трафаретов;

- понятие масштаба;

- приемы выжигания.

Овладеть навыками художественного выжигания.

По окончании второго года занятий учащиеся должны:

знать:

- правила техники безопасности при работе с лобзиком, обрабатывающими инструментами;

- приёмы работы с лобзиком, обрабатывающими инструментами;

уметь:

-  подготавливать древесину для выпиливания;

-  правильно располагать рисунок на фанере;

-  производить отделку готового изделия.

По окончании третьего года занятий учащиеся должны:

-         знать технологию работы лобзиком, обрабатывающими инструментами;

-         уметь использовать навыки, полученные на 2-ом году обучения в объединении, а также работать с чертежами, создавать модели собственной конструкции;

-         овладеть навыками конструирования объёмных моделей и поделок из фанеры.

 

Личностные результаты

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

 

Метапредметные результаты

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

 

Особые условия проведения

Методическая разработка конкурса "Мастер Золотые руки".

Методические разработки игр.

Методическая разработка в помощь руководителям объединений по отделке и оформлению экспонатов. 

Игра "Политехническое лото".

Карточки-задания по закреплению знаний инструментов.

Электровикторины "Виды бумаги и картона"; "Мудрая сова".

Альбомы по выпиливанию.

Подборка рисунков для выжигания.

Материально-техническая база

Занятия объединения можно проводить как в учебных мастерских по труду, так и в других помещениях с хорошим освещением, вентиляцией, где имеется удобная мебель для работы, розетки к которым можно подключить электроприборы. В качестве рабочих мест для выпиливания можно использовать (универсальные) верстаки с прикрепленными к ним тисками. Для работы объединения требуются следующие инструменты, приспособления и материалы (в расчёте на 1 группу): лобзик (с пилками) -10 штук, упорная доска-10 штук, тиски (струбцина) 10 штук, электровыжигатель- 10 штук, шило -3 штуки, дрель (коловорот) -2 штуки, набор надфилей – 3 штуки, ножовка, шлифовальная шкурка (крупная и мелкозернистая), клей ПВА, лак, растворитель, кисти, бумага чертёжная и копировальная, калька, циркуль, линейки, краски, карандаши, альбом для рисования, фанера 3 мм -10 мм; обрезки досок, ДВП.

Для ремонта инструментов, приборов, подготовки материалов для выжигания, объединение необходимо обеспечить рабочим по обслуживанию. Особое внимание в работе объединения должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. В помещении объединения необходимо иметь аптечку, содержащую перевязочный материал, медикаменты для оказания первой помощи при порезах, ушибах, ожогах.

Текущий контроль в объединении осуществляется в форме опросов по проеденному материалу и оценки качества выполненных изделий. В качестве промежуточного контроля знаний и умений учащихся, в процессе освоения программы применяются: зачёты, конкурсы мастерства, самостоятельные задания; также устраиваются выставки работ воспитанников в школе к школьным мероприятиям, родительским собраниям.