- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Туризм и экология
- «Зелёный патруль»
«Зелёный патруль»
Уровень программы: стартовый.
Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач кружка.
Новизна программы. Спецификой программы является ее комплексный, интегрированный характер, т.е. взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, социальным, нравственным, гражданским и патриотическим воспитанием, а также учебным процессом.
В процессе освоения программы «Зелёный патруль» развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности, но и расширяется круг личностно-значимых проблем, решение которых обеспечит эффективное развитие детей в зоне ближайшего развития.
Отличительными особенностями программы «Зелёный патруль» являются позволяет в условиях дополнительное образование расширить возможности образовательных областей: «Окружающий мир», «Краеведение», «Литературное чтение»:
-обеспечивает ситуацию успеха каждому ребёнку;
-разнообразит виды активной познавательной деятельности учащихся;
-создаёт условия для проявления индивидуальных особенностей, выявления и развития творческой и поисковой активности;
-организует атмосферу эмоционального благополучия, комфорта, стимуляции активной коммуникации;
-формирует элементарные трудовые навыки детей в природе;
-организует проектно-исследовательскую деятельность.
Адресат программы: учащиеся 5 - 6 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
В целом программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Форма обучения: очная. Возможно дистанционное обучение.
Программа рассчитана на очную форму обучения (с учётом Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зелёный патруль» при необходимости можно обучать учащихся дистанционно (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий- ДОТ).
Наряду с групповыми, коллективными формами работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. По программе предусматриваются следующиевиды занятий:практические, семинары-практикумы, самостоятельные работы, лекции, творческие отчеты, защита проектов, экскурсии, подготовка учащимися докладов, исследовательских работ, разнообразной наглядности, участие в различных культурно-массовых мероприятиях.
Основные направления работы по программе:
познавательно-исследовательское:
· подготовка исследовательских проектов;
· духовно-творческое:
· выставки рисунков;
· фотовыставки;
· театрализованные представления;
· видео-сюжеты и фильмы.
просветительское:
· проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
· изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
· выступления агитбригады перед учащимися начальной школы;
· подготовка и проведение экологических мероприятий для школьников и жителей села.
природоохранное:
· уход за комнатными растениями;
· изготовление скворечников и кормушек;
· охрана птиц;
· посадка деревьев;
· проведение субботников;
· участие в экологических акциях;
· сбор и сдача вторсырья на переработку.
туристско-оздоровительные:
· День здоровья;
· Практикумы экологически грамотного покупателя;
Срок освоения программы: 28 учебных недель необходимых для изучения учебного материала учащимися. Это займёт 7 месяцев, всего 112 часов.
Режим занятий: 4 часа в неделю (2 раза по 2 астрономических часа). Занятия проводятся в понедельник и среду с 15.00до 17.00 часов. Продолжительность занятия 45 мину и 10 минут перемена.
Педагоги
Жаркова Алёна Анатольевна, педагог дополнительного образования.
Содержание программы
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПДД.
Тема: Что изучает экология?
Теория: Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки.
Практика: Изучение календаря экологических дат.
Контроль: опрос учащихся по теме Что изучает экология? Проведение вводной диагностики анкета «Экологическое движение школьников».
Практические занятия:
1. Изучение календаря экологических дат.
Тема 1. Взаимосвязи в природе. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. Определение температурного и ветрового режима в селе. Бытовой мусор. Проблема его утилизации.
Практические занятия:
1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
2. Каким воздухом мы дышим?
3. Определение ветрового режима и температуры воздуха в селе.
Экскурсии:
1. Каким воздухом мы дышим?
Тема 2. Уникальный мир живой природы. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения деревьев и комнатных растений, уход за ними. Растения в легендах и мифах. Рекорды животного и растительного мира. Зимующие птицы. Удивительный подводный мир.
Практические занятия
1. Изучение растений классного зелёного уголка.
2. Составление памяток за растениями в кабинете истории.
3. Роль комнатных растений.
4. Растения в легендах и мифах.
5. Птицы Ульяновской области.
6. Викторина «Птицы России».
7. Рекорды животного мира.
8. Изготовление кормушек для птиц
9. Стратификация и высадка семян деревьеы.
10. Фотоконкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Экскурсии:
1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!».
2 модуль-80 часов.
Тема 3. Экология жилища. Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Экологически грамотный покупатель. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.
Практические занятия:
1. Экология жилья: от избы к современной квартире.
2. Изучение традиций питания в России.
3. Круглый стол «Что обозначают индексы пищевых добавок?»
4. Как правильно прочитать этикетку на одежде?
5. Правила обращения с лекарственными препаратами.
6. Экологически опасные факторы в быту.
7. Учет водопотребления в семье.
8. Энергопотребление в моей семье.
9. Оценка материально-жилищного уровня жизни семьи.
10. Изготовление многоразовых мешочков для продуктов;
11. Изготовление многоразовых бахил. и т.д.
Цели программы
Воспитание грамотной творческой личности учащихся, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Результат программы
В ходе реализации программы «Зелёный патруль» учащиеся должны проявлять:
· познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
· бережное отношение к природе;
· творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
· самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
· духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.
Особые условия проведения
К концу года учащиеся должны знать:
· предмет изучения экологии, основные законы экологии;
· связь между человеком и природой;
· многообразие экологических групп деревьев и комнатных растений;
· основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
· природу родного края;
· связь между состоянием природы и здоровьем человека;
· принципы переработки и повторного использования вторсырья.
К концу года учащиеся должны уметь:
· изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
· различать изученные группы растений и животных;
· осуществлять систематический уход за живыми организмами;
· изготовлять экологические памятки, этикетки деревьев и комнатных растений;
· вести наблюдения в природе под руководством учителя;
· выполнять правила поведения в природе;
· уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
· разделять вторсырье на фракции;
· изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
· участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.
Материально-техническая база
ПАСПОРТ кабинета: Этаж: 1 этаж
Помещение кабинета истории: 20 кв.м.
Столы – 6 шт. двухместные.
Стулья – 16 шт.
Занятия проводятся на школьном дворе, парке.
Технические средства обучения:
1)Компьютер – 1 шт.;
2) Проектор;
Оборудование: лупы, гербарии, муляжи, открытки с изображением животных и растений, оборудование для проведения практических работ, иголки, нитки, ткани.
1. Теоретические занятия:
· обобщающие теоретические занятия по темам, дающим представления об основных особенностях природы Ульяновской области;
· теоретические сведения о различных уголках природы Ульяновской области;
· элементарные теоретические сведения о растительном и животном мире области;
· теоретические знания о реках и озёрах области.