«Зелёный патруль»

Уровень программы: стартовый.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач кружка.

 

Новизна программы. Спецификой программы является ее комплексный, интегрированный характер, т.е. взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, социальным, нравственным, гражданским и патриотическим воспитанием, а также учебным процессом.

 

В процессе освоения программы «Зелёный патруль» развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности, но и расширяется круг личностно-значимых проблем, решение которых обеспечит эффективное развитие детей в зоне ближайшего развития.

 

Отличительными особенностями программы «Зелёный патруль» являются позволяет в условиях дополнительное образование расширить возможности образовательных областей:  «Окружающий мир», «Краеведение», «Литературное чтение»:

-обеспечивает ситуацию успеха каждому ребёнку;

-разнообразит виды активной познавательной деятельности учащихся;

-создаёт условия для проявления индивидуальных особенностей, выявления и развития творческой и поисковой активности;

-организует атмосферу эмоционального благополучия, комфорта, стимуляции активной коммуникации;

-формирует элементарные трудовые навыки детей в природе;

-организует проектно-исследовательскую деятельность.

 

Адресат программы: учащиеся  5 - 6 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Форма обучения: очная. Возможно дистанционное обучение.

Программа рассчитана на очную форму обучения (с учётом Федерального закона от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

 По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зелёный патруль» при необходимости можно обучать учащихся дистанционно (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий- ДОТ).

Наряду с групповыми, коллективными формами работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. По программе предусматриваются  следующиевиды занятий:практические, семинары-практикумы, самостоятельные работы, лекции, творческие отчеты, защита проектов, экскурсии, подготовка учащимися докладов, исследовательских работ, разнообразной наглядности, участие в различных культурно-массовых мероприятиях.

 

Основные направления работы по программе:

познавательно-исследовательское:

·      подготовка исследовательских проектов;

·      духовно-творческое:

·      выставки рисунков;

·      фотовыставки;

·      театрализованные представления;

·      видео-сюжеты и фильмы.

просветительское:

·      проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;

·      изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;

·      выступления агитбригады перед учащимися начальной школы;

·      подготовка и проведение экологических мероприятий для школьников и жителей села.

природоохранное:

·      уход за комнатными растениями;

·      изготовление скворечников и кормушек;

·      охрана птиц;

·      посадка деревьев;

·      проведение субботников;

·      участие в экологических акциях;

·      сбор и сдача вторсырья на переработку.

туристско-оздоровительные:

·      День здоровья;

·      Практикумы экологически грамотного покупателя;

 

Срок освоения программы: 28 учебных недель необходимых для изучения учебного материала учащимися. Это займёт 7 месяцев, всего 112 часов.

Режим занятий: 4 часа в неделю (2 раза по 2 астрономических часа). Занятия проводятся в понедельник и среду с 15.00до 17.00 часов. Продолжительность занятия 45 мину и 10 минут перемена.

Педагоги

Жаркова Алёна Анатольевна,  педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПДД.

Тема: Что изучает экология?

Теория: Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки.

Практика: Изучение календаря экологических дат.

Контроль: опрос учащихся по теме Что изучает экология?  Проведение вводной диагностики анкета «Экологическое движение школьников».

Практические занятия:

1.     Изучение календаря экологических дат.

 

Тема 1. Взаимосвязи в природе.  Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. Определение температурного и ветрового режима в селе. Бытовой мусор. Проблема его утилизации.

Практические занятия:

1.     Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

2.     Каким воздухом мы дышим?

3.     Определение ветрового режима и температуры воздуха в селе.

 

Экскурсии:

1.   Каким воздухом мы дышим?

 

Тема 2. Уникальный мир живой природы.  Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения деревьев и комнатных растений, уход за ними. Растения в легендах и мифах. Рекорды животного и растительного мира. Зимующие птицы. Удивительный подводный мир.

 

Практические занятия

1.     Изучение растений классного зелёного уголка.

2.     Составление памяток за растениями в кабинете истории.

3.     Роль комнатных растений.

4.     Растения в легендах и мифах.

5.     Птицы Ульяновской области.

6.     Викторина «Птицы России».

7.     Рекорды животного мира.

8.     Изготовление кормушек для птиц

9.     Стратификация и высадка семян деревьеы.

10.                 Фотоконкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили».

 

Экскурсии:

1.     Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!».

 

                                        2 модуль-80 часов.

Тема 3. Экология жилища.  Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Экологически грамотный покупатель. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.

 

Практические занятия:

1.     Экология жилья: от избы к современной квартире.

2.     Изучение традиций питания в России.

3.     Круглый стол «Что обозначают индексы пищевых добавок?»

4.     Как правильно прочитать этикетку на одежде?

5.     Правила обращения с лекарственными препаратами.

6.     Экологически опасные факторы в быту.

7.     Учет водопотребления в семье.

8.     Энергопотребление в моей семье.

9.     Оценка материально-жилищного уровня жизни семьи.

10.                 Изготовление многоразовых мешочков для продуктов;

11.                 Изготовление многоразовых бахил. и т.д.

Цели программы

Воспитание грамотной творческой личности учащихся, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Результат программы

В ходе реализации программы «Зелёный патруль» учащиеся должны проявлять:

·          познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;

·          бережное отношение к природе;

·          творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!

·          самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;

·          духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.

Особые условия проведения

К концу года учащиеся должны знать:

·          предмет изучения экологии, основные законы экологии;

·          связь между человеком и природой;

·          многообразие экологических групп деревьев и комнатных растений;

·          основные экологические проблемы родного края и пути их решения;

·          природу родного края;

·          связь между состоянием природы и здоровьем человека;

·          принципы переработки и повторного использования вторсырья.

 

К концу года учащиеся должны уметь:

·               изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;

·               различать изученные группы растений и животных;

·               осуществлять систематический уход за живыми организмами;

·               изготовлять экологические памятки, этикетки деревьев и комнатных растений;

·               вести наблюдения в природе под руководством учителя;

·               выполнять правила поведения в природе;

·               уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;

·               разделять вторсырье на фракции;

·               изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;

·               участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.

 

Материально-техническая база

ПАСПОРТ кабинета: Этаж: 1 этаж

Помещение кабинета истории: 20 кв.м.

Столы – 6 шт. двухместные.

Стулья – 16 шт.

Занятия проводятся на школьном дворе, парке.

Технические средства обучения:

1)Компьютер – 1 шт.;

2) Проектор;

Оборудование: лупы, гербарии, муляжи, открытки с изображением животных и растений, оборудование для проведения практических работ, иголки, нитки, ткани.

 

1. Теоретические занятия:

·  обобщающие теоретические занятия по темам, дающим представления об основных особенностях природы Ульяновской области;

·  теоретические сведения о различных уголках природы Ульяновской области;

·  элементарные теоретические сведения о растительном и животном мире области;

·  теоретические знания о реках и озёрах области.