- Главная
- Направления
- Техническая
- Информационные технологии
- «Школьное радио»
«Школьное радио»
Направленность программы: техническая.
Уровень программы: стартовый.
Адресат программы: обучающиеся 11- 15 лет.
Программа разработана для учащихся проявляющие интерес к радиоделу. Составлена с учётом возрастных особенностей на основе планомерного и преемственного формирования и развития научных знаний и технических умений и навыков. Комплектование учебной группы: количество обучающихся в группе составляет 15 человек. Зачисление в объединение осуществляется на основании заявления от родителей (законных представителей) и заключения договора. Допуск врача на посещение занятий учащимися обязателен.
-Комплектование учебной группы: 15 человек, состав групп - постоянный. Освоение программы не требует предварительной подготовки и специального отбора учащихся. Возможен дополнительный набор в течение года.
Объём программы: 144 часа.
Формы обучения: очная. Возможно обучение дистанционное с применением дополнительных образовательных технологий (ДОТ).
Формы проведения занятий: групповая, индивидуально-групповая. Занятие проводится со всей группой, индивидуальная работа ведется во время основного учебного времени.
Сроки реализации программы: 36 учебных недель. 9 месяцев. 1 год.
В программе намечены 2 модуля (1 модуль – 64 часа, 2 модуль - 80 часов).
Режим занятий. Учащиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14). Занятия проводятся по 2 академических часа 2 раза в неделю. За месяц 16 часов.
Цель программы: повышения результативности учебно-воспитательного процесса, организации на её базе различных форм образовательной деятельности учащихся и развития их личностных качеств. Вовлечь учащихся в различные формы творческой деятельности по выпуску радиопрограмм.
Актуальность данной программы состоит в том, что изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с учащимися. Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Данная программа является программой создания школьного радио, как модели образовательной деятельности – части системы школьного ученического самоуправления.
Отличительные особенности программы: в данной программе школьная радиостанция рассматривается как фактор развития интеллектуальных и коммуникативных способностей школьников. Участие в работе школьной радиостанции влияет на развитие личности ребёнка, его качеств, умений и навыков, сплачивает учащихся разного возраста.
Данная программа может использоваться педагогами дополнительного образования во внеурочной деятельности.
Педагоги
Виноградов Владислав Павлович, педагог дополнительного образования.
Содержание программы
1 модуль 64 часа
Раздел 1. Радиожурналистика (8 ч)
Тема 1. Введение в радиожурналистику. История вопроса. Инструктаж по ТБ и ПДД.
4ч.
Тема 2. Жанры радиожурналистики. Структура работы радиостанции. Диагностика «Личностный рост»
4ч.
Раздел 2. Техника радиоречи (16ч)
Тема 1. Особенности радиоречи. Её отличия от повседневной речи. Сравнение с телевизионной речью.
4ч.
Тема 2. Дыхание. Артикуляция. Правила работы у микрофона
4ч.
Тема 3. Произношение. Гласные и Согласные буквы. Дикция. Ударение.
4ч.
Тема 4. Интонация. Логика чтения. Знаки препинания
4ч.
Раздел 3. Основы радиожурналистики (24ч)
Тема 1. Живое слово.
Радиорепортёр. Специфика корреспондентской работы на радио. Интервью. Экспресс-интервью. Диагностика. Тест «Творческое мышление»
4ч.
Тема 2. Как писать для радио.
4ч.
Тема 3. Редактирование текстов для радиовещания.
4ч.
Тема 4. Сценарий радиопередачи.
Синтез всех выразительных средств в одной передаче.
4ч.
Тема 5. Работа с аудиторией. Отзывы радиослушателей. Интерактивность как основополагающий принцип современного радиовещания. Запись и прямой эфир.
4ч.
Тема 6. Конвергенция профессий.
Радиожурналист- редактор-ведущий
режиссёр. Диагностика. Методика «Радости и огорчения»
4ч.
Раздел 4. Производство радиопрограмм (16ч).
Тема 1. Эфирная бригада. Терминология традиционная и современная. Автор, редактор, режиссёр, музыкальный редактор, диктор, ведущий, продюсер. Производственный процесс радиопередачи. Этапы: подготовка, запись, эфир. Передачи прямого эфира и записные.
4ч.
Тема 2. Радиосценарий. Отличительные особенности, проблемы реализации.
«Звуковой» текст.
4ч.
Тема 3.Режиссёр радио. Режиссёрская партитура. Анализ режиссуры известных радиопостановок. Звуковые планы, пространство, время. 4ч.
2 модуль 80 часов
Тема 4. Аудиоредактор и принципы нелинейного монтажа. Подготовка отдельных радиопередач и компоновка сложных эфирных.
4ч.
Раздел 5. Медиамузыка (8ч)
Тема 1.Трансформация традиционных
музыкальных произведений в радиоэфире. Музыкальная трансляция.
Комментарий как часть радиотрансляции.
4ч.
Тема 2. Специализированная медиамузыка. Музыкальные сигналы, эмблемы, подложки, шпигели, интермедии. Джингл и монотематический музыкальный пакет. Диагностика. «Опросник креативности Джонсона»
4ч.
Раздел 6. Производство радиопрограмм (практикум)-68ч.
Радиопередача к Дню учителя
4ч.
Радиопередача к Юбилею школы
4ч.
Радиопередача, посвященная Дню Народного единства
4ч.
«Карусель» - информация о жизни классов
4ч.
Радиопередача «В здоровом теле - здоровый дух!»
4ч.
Радиопередача «Богатство русского языка» Крылатые выражения»
4ч.
Радиопередача «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» Из истории праздника. Поздравления
4ч.
Радиопередача, «О святках и Крещении»
«Народный календарь» (фенологические заметки).
4ч.
Радиопередача, посвящённая Дню защитника Отечества
4ч.
Радиопередача «С праздником весенним!»
4ч.
Радиопередача, «Международный день детской книги», радиовикторина
4ч.
Радиопередача, посвященная Полету человека в Космос.
4ч.
Радиопередача, посвященная героям Великой Отечественной войны
4ч.
Радиопередачи, посвящённые Дню Победы
4ч.
Выпуск радиопередачи, посвященной дню семьи
4ч.
Выпуск радиопередачи, посвященной празднику «Последний звонок»
4ч.
Тренинг «Чему я научился»
2ч.
Выпуск радиопередачи, посвященной концу учебного года, пропаганда здорового образа жизни.
2ч.
ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД: 144ч.
Цели программы
Вовлечь учащихся в различные формы творческой деятельности по выпуску радиопрограмм.
Результат программы
Предметные результаты:
- знания из истории журналистики, радио,
- знания о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста,
- знания о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах, - информация о законе о СМИ.
Метапредметные результаты:
- создавать статьи и заметки разных жанров,
- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях, - работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ, - участвовать в дискуссии.
Воспитательные результаты:
- расширение кругозора в различных областях знаний,
- повышение интереса родителей к проблемам школы,
- создание радиофонда в школе для использования на уроках, в различных внеклассных мероприятиях, проведении виртуальных экскурсий в школьном музейном центре.
Особые условия проведения
Личностные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение (статью, заметку), - умение работать в различных жанрах публицистического стиля, - умение общаться с отдельным человеком и аудиторией.
Материально-техническая база
· Класс (для теоретических занятий);
· Школьная радиорубка;
· Компьютер с программами, доступ к сети Интернет и библиотечным фондам (во время самостоятельной подготовки).
2.1.2. Информационное обеспечение
· Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (лекция, беседа, рассказ, дискуссия, инструктаж).
· Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (наблюдение, иллюстрирование (готовый текст), экспериментальная задача).
· Метод передачи информации с помощью практической деятельности (интервьюирование, анкетирование, рецензирование, редактирование, подготовка радиопередачи).