«Школьное радио»

Направленность программы: техническая.

Уровень программы: стартовый.

 

Адресат программы: обучающиеся 11- 15 лет.

Программа разработана для учащихся проявляющие интерес к радиоделу. Составлена с учётом возрастных особенностей на основе планомерного и преемственного формирования и развития научных знаний и технических умений и навыков.                                                                                                          Комплектование учебной группы: количество обучающихся в группе составляет 15 человек. Зачисление в объединение осуществляется на основании заявления от родителей (законных представителей) и заключения договора.  Допуск врача на посещение занятий учащимися обязателен.

 

-Комплектование учебной группы: 15 человек, состав групп - постоянный. Освоение программы не требует предварительной подготовки и специального отбора учащихся. Возможен дополнительный набор в течение года.

 

 Объём программы:  144 часа.

  Формы обучения: очная.  Возможно обучение дистанционное с применением дополнительных образовательных технологий (ДОТ).

 

Формы проведения занятий: групповая, индивидуально-групповая. Занятие проводится со всей группой, индивидуальная работа ведется во время основного учебного времени.

 

Сроки реализации программы: 36 учебных недель. 9 месяцев. 1 год.

В программе намечены 2 модуля (1 модуль – 64 часа, 2 модуль -  80 часов).

 

Режим занятий. Учащиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14). Занятия проводятся  по 2 академических часа 2 раза в неделю.  За месяц 16 часов.                  

 

Цель программы: повышения результативности учебно-воспитательного процесса, организации на её базе различных форм образовательной деятельности учащихся и развития их личностных качеств. Вовлечь учащихся в различные формы творческой деятельности по выпуску радиопрограмм.

Актуальность данной программы состоит в том, что изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с учащимися. Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Данная программа является программой создания школьного радио, как модели образовательной деятельности – части системы школьного ученического самоуправления.

Отличительные особенности программы: в данной программе школьная радиостанция рассматривается как фактор развития интеллектуальных и коммуникативных способностей школьников. Участие в работе школьной радиостанции влияет на развитие личности ребёнка, его качеств, умений и навыков, сплачивает учащихся разного возраста.

 

Данная программа может использоваться педагогами дополнительного образования во внеурочной деятельности.

Педагоги

Виноградов Владислав Павлович, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

1 модуль 64 часа
 
 
Раздел 1. Радиожурналистика (8 ч)

 
Тема 1. Введение в радиожурналистику. История вопроса. Инструктаж по ТБ и ПДД.
4ч.
 
Тема 2. Жанры радиожурналистики. Структура работы радиостанции. Диагностика «Личностный рост»
4ч.
 
Раздел 2. Техника радиоречи (16ч)
Тема 1. Особенности радиоречи. Её отличия от повседневной речи. Сравнение с телевизионной речью.
4ч.
 
Тема 2. Дыхание. Артикуляция. Правила работы у микрофона
4ч.
 
Тема 3. Произношение. Гласные и Согласные буквы. Дикция. Ударение.
4ч.
 
Тема 4. Интонация. Логика чтения. Знаки препинания
4ч.
 
Раздел 3. Основы радиожурналистики (24ч)
Тема 1. Живое слово.

Радиорепортёр. Специфика корреспондентской работы на радио. Интервью. Экспресс-интервью. Диагностика. Тест «Творческое мышление»
4ч.
 
Тема 2. Как писать для радио.
4ч.
 
Тема 3. Редактирование текстов для радиовещания.
4ч.
 
Тема 4. Сценарий радиопередачи.
Синтез всех выразительных средств в одной передаче.
4ч.
 
Тема 5. Работа с аудиторией. Отзывы радиослушателей. Интерактивность как основополагающий принцип современного радиовещания. Запись и прямой эфир.
4ч.
 
Тема 6. Конвергенция профессий.

Радиожурналист- редактор-ведущий

режиссёр. Диагностика. Методика «Радости и огорчения»
4ч.
 
Раздел 4. Производство радиопрограмм (16ч).
Тема 1. Эфирная бригада. Терминология традиционная и современная. Автор, редактор, режиссёр, музыкальный редактор, диктор, ведущий, продюсер. Производственный процесс радиопередачи. Этапы: подготовка, запись, эфир. Передачи прямого эфира и записные.
4ч.
 
Тема 2. Радиосценарий. Отличительные особенности, проблемы реализации.

«Звуковой» текст.
4ч.
 
Тема 3.Режиссёр радио. Режиссёрская партитура. Анализ режиссуры известных радиопостановок. Звуковые планы, пространство, время. 4ч.
 
                 2 модуль 80 часов
 
 
Тема 4. Аудиоредактор и принципы нелинейного монтажа. Подготовка отдельных радиопередач и компоновка сложных эфирных.
4ч.
 
Раздел 5. Медиамузыка (8ч)
Тема 1.Трансформация традиционных

музыкальных произведений в радиоэфире. Музыкальная трансляция.

Комментарий как часть радиотрансляции.
4ч.
 
Тема 2. Специализированная медиамузыка. Музыкальные сигналы, эмблемы, подложки, шпигели, интермедии. Джингл и монотематический музыкальный пакет. Диагностика. «Опросник креативности Джонсона»
4ч.
 
Раздел 6. Производство радиопрограмм (практикум)-68ч.
Радиопередача к Дню учителя
4ч.
 
Радиопередача к Юбилею школы
4ч.
 
Радиопередача, посвященная Дню Народного единства
4ч.
 
«Карусель» - информация о жизни классов
4ч.
 
Радиопередача «В здоровом теле - здоровый дух!»
4ч.
 
Радиопередача «Богатство русского языка» Крылатые выражения»
4ч.
 
Радиопередача «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» Из истории праздника. Поздравления
4ч.
 
Радиопередача, «О святках и Крещении»

«Народный календарь» (фенологические заметки).
4ч.
 
Радиопередача, посвящённая Дню защитника Отечества
4ч.
 
Радиопередача «С праздником весенним!»
4ч.
 
Радиопередача, «Международный день детской книги», радиовикторина
4ч.
 
Радиопередача, посвященная Полету человека в Космос.
4ч.
 
Радиопередача, посвященная героям Великой Отечественной войны
4ч.
 
Радиопередачи, посвящённые Дню Победы
4ч.
 
Выпуск радиопередачи, посвященной дню семьи
4ч.
 
Выпуск радиопередачи, посвященной празднику «Последний звонок»
4ч.
 
Тренинг «Чему я научился»
2ч.
 
Выпуск радиопередачи, посвященной концу учебного года, пропаганда здорового образа жизни.
2ч.
 
ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД: 144ч.
 

Цели программы

Вовлечь учащихся в различные формы творческой деятельности по выпуску радиопрограмм.

Результат программы

Предметные результаты:

- знания из истории журналистики, радио,

- знания о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста,

- знания о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах, - информация о законе о СМИ.

 

Метапредметные результаты:

- создавать статьи и заметки разных жанров,

- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях, - работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ, - участвовать в дискуссии.

 

 

Воспитательные результаты:

-  расширение кругозора в различных областях знаний,

-  повышение интереса родителей к проблемам школы,

 

-      создание радиофонда в школе для использования на уроках, в различных внеклассных мероприятиях, проведении виртуальных экскурсий в школьном музейном центре.

Особые условия проведения

Личностные результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение (статью, заметку), - умение работать в различных жанрах публицистического стиля, - умение общаться с отдельным человеком и аудиторией.

Материально-техническая база

 

·     Класс (для теоретических занятий);

 

·     Школьная радиорубка;

 

·     Компьютер с программами, доступ к сети Интернет и библиотечным фондам (во время самостоятельной подготовки).

 

2.1.2. Информационное обеспечение

 

·     Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (лекция, беседа, рассказ, дискуссия, инструктаж).

 

·     Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (наблюдение, иллюстрирование (готовый текст), экспериментальная задача).

 

·     Метод передачи информации с помощью практической деятельности (интервьюирование, анкетирование, рецензирование, редактирование, подготовка радиопередачи).