Краткосрочная программа "Эколята"

Еще с младшего возраста важно формировать экологическую грамотность у обучающихся, которая является частью экологической культуры и состоит из нескольких компонентов: экологические знания и умения, экологическое мышление, экологическое сознание, экологически оправданное поведение и деятельность. Обратить внимание на важную роль человека в поддержании, сохранении всего живого на Земле.

Содержание программы направлено на бережное и ответственное отношение к живой и неживой природе, где практическая деятельность и исследовательские методы познания занимают особое место для организации экологического образования и воспитания обучающихся. Познакомить с историей родного края, включены вопросы о жизни животных и особенности развития растений, родного города, планеты Земля, знакомство с природными объектами (воздух, вода, почва, солнце). Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природе.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в сфере экологического образования.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на внедрение практической деятельности и исследовательского метода в практику дополнительного образования и включает в себя региональный компонент, которая рассматривает экологические проблемы родного края.

Особенности содержания и реализации программы

·                 преобладание практических, лабораторных занятий над теоретическими;

·                 четкая привязка получаемых знаний к практической деятельности и объектам местности;

·                 применение системного и деятельностного подхода при организации учебного процесса;

духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся при реализации данной программы.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Овчинникова Елена Евгеньевна

Содержание программы

1.     Тайны за горизонтом (5 ч).

Теория: Кто открыл Австралию? *Существует ли жизнь в Антарктиде?

*Где родина фигового дерева?

Практика: Решение экологических задач разнообразными способами. Поиски информации

2.     Жили-были динозавры... и не только они (10 ч).

Теория:  Когда появились первые рептилии? *Какими были первые рыбы?

*Как улитка строит свой панцирь?

Практика: Создание макета динозавра

3.     Тайны камней (5 ч).

Теория: Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров?

*Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

Практика: Поиск интересных экземпляров и описание камней, сад камней

4.     Загадки растений (7 ч).

Теория: Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?) Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики. Лекарственные растения

Практика: Поиск интересных экземпляров и растение, посадка семян

5.     Эти удивительные животные (9 ч).

Теория: «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Ульяновской области. Разумные дельфины.

Практика: Наблюдение и зарисовка животных посёлка

Цели программы

Формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.

Результат программы

Результативность. Организация программы по экологическому направлению «Моя первая экология» организуется с целью формирования у обучающихся умения учиться, как универсального учебного действия.

Результаты изучения курса представлены следующим образом:

предметные;

метапредметные;

личностные.

Личностными результатами являются:

·       интерес к познанию мира природы;

·         потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

·         осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

·         преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой

с точки зрения экологической допустимости;

·       установка на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами являются:

·       способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

·       способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

·       осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

·       способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

·       усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;

·       владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших обучающихся), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;

·       умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и  характеризовать факты и события, происходящие в природе.

Особые условия проведения

Особые условия не требуются.

Материально-техническая база

Персональный  компьютер.

Мультемедийный  проектор

Интерактивная  доска.

Магнитная  доска.

Живые  объекты (комнатные  растения).

Аудиозаписи по темам.

Видеофильмы по темам.