Краткосрочная программа "Музыка и мы"

 

Особенность программы в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа дополнительного образования по музыке — это механизм, который определяет содержание обучения вокалу обучающихся, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков.

Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся.

Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.

Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям.

Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Буянова Елена Юрьевна.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с предметом. Диагностика голоса. (2ч)

 Теория: Знакомство с детьми, диагностика, правила ТБ на занятиях и гигиена голоса.

2. Певческая установка. Дыхание. (2ч)

Теория: значение распевания для исполнительского искусства, певческая установка

Практика: Вокальные упражнения, дыхательная гимнастика

3. Распевание. (6ч)

Теория:

Объяснение детям основ вокального пения. Значение певческой установки в формировании звука.

Практика: Позиционные упражнения, закрепление на вокализах и упражнениях 1 степени сложности.

4. Вокальная позиция. Звуковедение. (2ч)

Теория: Формирование правильных звуков, игровые формы работы позволяют легко ввести детей в один из сложных рабочих моментов.

Практика: упражнения

5. Дикция. (2ч)

Теория: Формирование правильных звуков при пении, отработка произношения гласных, согласных, отдельных сочетаний звуков с учетом возрастных особенностей.

Практика: упражнения, закрепление на песенном материале.

6. Унисон. Двухголосие. (4 ч)

Теория: Унисон. При работе над унисоном, дети должны петь звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараясь слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Практика: Упражнения на выравнивание звуков, правильное их формирование и пение на опоре, пение звукоряда в прямом и обратном движении. Закрепление на песенном материале.

7. Работа с солистами (6ч)

Практика: Обучение приемам актерского мастерства, работе с микрофоном и фонограммой «-1».

8. Основы музыкальной грамоты (2ч)

Теория: знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы, определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения.

Практика: Упражнения на выравнивание звуков, правильное их формирование и пение на опоре, пение звукоряда в прямом и обратном движении. Закрепление на песенном материале.

9. Развитие музыкальной памяти (2ч)

 Теория: Использование упр.по выработке точного воспроизведения  мелодии, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов «ля»,«ле», «лю».

Практика: Упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:

- выше слоги (динь-динь);

- чуть ниже (дон-дон);

- еще ниже (дон-дон).

10. Беседа о творчестве композиторов (2ч)

Теория: Беседа о творчестве русского композитора П. И. Чайковского, краткий рассказ о его музыкальных произведениях. Слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского.

11. Формирование сценической культуры (6ч)

 Практика: Освоение сценических навыков. Работа над мимикой,

движениями рук, работа с микрофоном, поведение на сцене,

сценический костюм, вокальная маска.

Цели программы

Гармоничное развитие личности воспитанника средствами эстетического образования, совершенствование в овладении вокально-ансамблевых навыков.

Результат программы

К концу обучения дети знают и умеют:

· как правильно использовать дыхание;

· виды дыхания;

· из каких стадий состоит (вдыхание или инспирация, задержка набранного воздуха, выдыхание или экспирация);

· какая бывает атака (твёрдая, мягкая, придыхательная);

· не напрягать связки во время исполнения;

· уверенно и свободно держаться на сцене.

Предметные результаты:

· развитый художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному творчеству;

· развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека;

· общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

· представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

· использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах внеурочной деятельности;

· готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

· участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Метапредметные результаты:

· наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

· ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;

· овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

· применение знаково-символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач;

· готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

· планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

· участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

·  умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

 Личностные результаты:

·  укрепление  культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

·  наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

·  приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

·  развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и  реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

·  продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач;

·  развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Особые условия проведения

Особые условия не требуются.

Материально-техническая база

1. Наличие специального кабинета

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Музыкальный центр, компьютер.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

5. Нотный материал, подборка репертуара.

6. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.