Краткосрочная программа «За страницами учебника математики»

Программа расширяет, углубляет знания обучающихся по математике. Включенные нестандартные задачи предусматривают выбор индивидуальных методов решения их, нестандартные подходы мышления, способности. Такие задачи интересны сами по себе, служат материалом для  описания различных общематематических идей решения задач. Для решения некоторых из них достаточно смекалки, логики и пространственного воображения. Решение других возможно с помощью интуиции, опыта, наблюдательности. Наиболее трудные задачи требуют умения организовать работу над ней.

Предусматривает развитие самостоятельности в выборе решений, формирование способности школьников применять знания для решения задач практической направленности. Формирование таких умений и способностей является отличительной особенностью данной программы. Содержание программы содержит большое количество нестандартных задач, для решения которых вполне возможно иногда иметь только смекалку, логику или пространственное воображение, возможно решение других, имея опыт, наблюдательность, умение правильно организовать работу над задачей и умение анализировать полученные результаты.

Развитие у школьников сообразительности, смекалки, самостоятельности мышления необходимо каждому человеку, если он желает в чём-то преуспеть, достигнуть гармоничного развития в жизни.

 

Педагоги

Педагог дополнительного образования Головина Лидия Николаевна

Содержание программы

Раздел 1. Введение (2ч)

Теория: Знакомство с обучающимися. Введение в программу «За страницами учебника математики». Цели и задачи программы. План работы на учебный период. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Практика: Игры на знакомство. Входная диагностика.

Раздел 2. Смекалка в математике (18ч)

Теория: Числовые головоломки. Решение задач необычными способами: метод «с конца», «одним росчерком карандаша». Решение занимательных задач (на взвешивание, на переливание). Решение старинных задач. Задачи на разрезание. Логические задачи. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.  Логические задачи со спичками.

Практика: Решение разного рода задач. Решение задач со спичками (числовые равенства, составление геометрических фигур). Устный журнал «Как люди научились считать». Выпуск газеты «Пифагорик».

Раздел 3.Математика в реальной жизни (12ч)

Теория: Роль математики в жизни человека. Применение математики. Проценты в нашей жизни. Понятие кредита. Проект «Ипотека и покупка квартиры. Выгода?»

Практика: Защита проекта «Ипотека и покупка квартиры. Выгода?». Итоговое занятие

Цели программы

Формирование интереса к предмету математика как к науке, повышение мотивации к изучению предмета, развитие математических способностей у обучающихся.

Результат программы

Результатом освоения программы «За страницами учебника математики» может быть формирование у обучающихся: личностных результатов:

- первоначальных представлений о математике, как одной из наук в сфере человеческой деятельности, о её значимости в развитии общества;

- коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в группе, умению находить компромисс при обсуждении решений, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- ответственного отношения к учебной деятельности, способности к самообразованию;

- осознанного выбора и построению индивидуальной траектории образования в мире профессий;

- креативности мышления, активности, инициативы, находчивости при решении задач;

- умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- умения контролировать процесс и результат, полученный в ходе решения математической задачи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные. Обучающиеся получат возможность научиться:

- составлять алгоритм решения задачи;

- заранее предвидеть возможность получения результата решения задачи;

- учиться преодолевать интеллектуальные затруднения при выполнении заданий;

- учиться правильно реагировать на ошибки, допущенные при решении, искать пути исправления их для выполнения учебной задачи;

Познавательные. Обучающиеся получат возможность научиться:

- видеть математическую модель задачи в других явлениях, окружающей жизни;

- строить логические рассуждения, умозаключения, выводы; устанавливать причинно-следственные связи при решении задач;

- выдвигать возможную гипотезу для решения задачи, понимать необходимость проверки результата;

- определять максимально-эффективные и наиболее рациональные способы решения задачи;

- представлять результаты с помощью различных способов (презентаций, таблиц, текстовой информации и уметь переводить из одного вида в другой);

- оценивать результаты (критическая оценка, оценка достоверности);

- формировать учебную и общекультурную компетентности, в том числе в области использования ИКТ;

Коммуникативные. Обучающиеся получат возможность научиться:

-организовывать свою учебную деятельность в группе, со сверстниками  под руководством педагога, распределять функции и роли в группе;

-находить общие пути решения задачи, слушать партнеров по группе, уметь аргументировать своё мнение, отстаивать его;

-учиться разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников мини-коллектива;

Предметные результаты. Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно добывать знания из различных источников и применять их при решении задач, в том числе, и практикоориентированных, при необходимости использовать справочники, таблицы, калькулятор, компьютер;

- пользоваться предметным указателем различных источников знаний;

- применять арифметические преобразования при решении задач, в том числе в смежных учебных предметах;

- решать задачи с помощью перебора всевозможных вариантов;

- самостоятельно представлять результаты решения задач с учетом реальных данных.

По окончании обучения обучающиеся будут знать:

- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;

- логические приемы, которые могут быть применимы при решении задач;

- нестандартные способы и методы решения различных задач.

уметь:

- применять нестандартные способы и методы решения при решении задач;

-  рассуждать при решении задач на смекалку, логических, на интуицию и эрудицию; при решении головоломок и ребусов;

- представлять данные в виде таблиц, схем;

- составлять кроссворды, шарады, ребусы.

Материально-техническая база

Для реализации данной программы необходимо:

- Помещение, соответствующее СанПиН и нормам ТБ:

-  учебные столы-12 шт.;

-  стулья-24шт;

-  рабочее место педагога-1шт;

-  компьютер-1шт;

-  принтер-1шт;

-  медиапроектор-1шт;

-  экран-1шт;

-  классная доска, мел.