Краткосрочная программа «Юный экскурсовод»

Программа поможет развитию познавательных способностей обучающихся, активизации  их творческого потенциала, расширении обще интеллектуальных  знаний, умению реализовывать их в практической жизни.

Программа «Юный экскурсовод» предусматривает формирование качеств  школьников, необходимых им как в учебе, так и во многих областях деятельности.  Поисковая работа, работа с экспонатами, подготовка и проведение экскурсий дает возможность обучающемуся научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей наук, техники, истории, учиться прогнозировать результат, возможные последствия, устанавливать причинно-следственные связи.  Ребята учатся работать с краеведческими и литературными источниками, проводят исследование и оформление собранного материала в виде письменных работ, альбомов, стендов. Огромную роль играют встречи с интересными людьми.  Формирование  у обучающихся качеств исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины является отличительной особенностью данной программы.

Содержание программы предусматривает проведение занятий в различной форме, позволяющей взаимосвязь краеведческой и музееведческой составляющих.

Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, села, школы. Воспитание обучающихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации обучающихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Головина Лидия Алексеевна

Содержание программы

Раздел 1. Введение (2 часа)

Теоретическая часть: Цели и задачи программы. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. О чем рассказывает школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.

Практическая часть: расписать основные разделы экспозиции школьного музея.

Раздел 2.Экскурсия. Основные элементы экскурсии (4 часа).

Теоретическая часть: Знакомство с теоретическими понятиями «музей»,«профиль», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд»  и др.  Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Экскурсия. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии. «Портфель» экскурсовода. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой экскурсоводов. Знакомство с архивом, экспозициями, экспонатами школьного музея. Экскурсия в школьном музее.

Практическая часть: 1) поделиться впечатлениями о посещении музея в своей семье; 2) обсудить «плюсы» и «минусы» экскурсии, проведенной старшеклассниками-экскурсоводами.

Раздел 3. Экскурсовод и требования к экскурсоводу (2 часа).

Теоретическая часть: Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода. Речь экскурсовода.  Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Что такое ораторское искусство.

Практическая часть: 1) прочитать прозу, стихотворения; 2) выполнить упражнения на дыхание, произнести скороговорки.

Раздел.4. Виртуальные экскурсии по музеям (4 часа)

Теоретическая часть: Знакомство с музеями разного направления в сети Интернет, с работой экскурсоводов различных музейных направлений, особенностями и своеобразием каждого экспоната, экспозиции, каждого раздела музея.

Практическая часть: 1) составить отзыв об экскурсии определенной тематики.

Раздел 5. Посещение музеев г. Димитровграда (Краеведческий музей, музей Героев Свири и др.)(8 часов).

Теоретическая часть: Знакомство с музеями разного направления, с работой экскурсоводов различных музейных направлений, особенностями и своеобразием каждого экспоната, экспозиции, каждого раздела музея.

Практическая часть: 1) составить отзыв об экскурсии определенной тематики; 2) подготовить советы для начинающих экскурсоводов.

 Раздел 6. Подготовка экскурсий по экспозициям школьного музея (6 часов)

Теоретическая часть: Учиться составлять план экскурсии различной тематики, подбирать материалы для экскурсий и презентаций их, учиться проводить очные и виртуальные экскурсии для одноклассников, обучающихся других классов, жителей села и гостей музея.

Практическая часть: 1) составить текст экскурсии определенной тематики; 2) подготовить презентацию экскурсии.

Раздел 7. Практикумы. Проведение экскурсий (6 часов)

Теоретическая часть: Учиться составлять план экскурсии различной тематики, подбирать материалы для экскурсий и презентаций их, учиться проводить очные и виртуальные экскурсии для одноклассников, обучающихся других классов, жителей села и гостей музея.

Практическая часть: 1) составить текст экскурсии определенной тематики; 2) подготовить презентацию экскурсии.

Раздел 8. Подготовка и защита проекта «Экскурсии по школьному музею» (4 часа)

Теоретическая часть: Учиться составлять план защиты проекта экскурсии различной тематики, подбирать материалы для экскурсий и презентаций их, учиться проводить очные и виртуальные экскурсии для одноклассников, обучающихся других классов, жителей села и гостей музея.

 Практическая часть: 1) составить текст экскурсии определенной тематики; 2) подготовить презентацию экскурсии;3) защита проекта.

Цели программы

Создание условий для всестороннего развития личности обучающегося на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности и музейного дела.

Результат программы

Личностные результаты:

 - знакомство и усвоение таких понятий, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд и др.;

- развитие внимания, восприятия, наблюдательности, разных форм мышления, речи;

- формирование широкого кругозора;

- овладение практическими навыками экскурсовода.

- первоначальных представлений о музее и музейном деле, как  одной из наук в сфере человеческой деятельности, о её значимости в развитии общества;

- коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в группе, умению находить компромисс при обсуждении решений, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- ответственного отношения к  творческой деятельности, способности к самообразованию;

- осознанного выбора и построению  индивидуальной траектории образования в мире профессий;

- креативности мышления, активности, инициативы, находчивости при проведении экскурсий.

Материально-техническая база

- Помещение, соответствующее СанПиН и нормам ТБ:

-  учебные столы-12 шт;

-  стулья-24шт;

-  рабочее место педагога-1шт;

-  компьютер-1шт;

-  принтер-1шт;

-  медиапроектор-1шт;

-  экран-1шт;

- фотоаппарат-1шт.