- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Туризм и краеведение
- Краткосрочная программа «Юный экскурсовод»
Рекомендуем посмотреть
Краткосрочная программа «Юный экскурсовод»
Программа поможет развитию познавательных способностей обучающихся, активизации их творческого потенциала, расширении обще интеллектуальных знаний, умению реализовывать их в практической жизни.
Программа «Юный экскурсовод» предусматривает формирование качеств школьников, необходимых им как в учебе, так и во многих областях деятельности. Поисковая работа, работа с экспонатами, подготовка и проведение экскурсий дает возможность обучающемуся научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей наук, техники, истории, учиться прогнозировать результат, возможные последствия, устанавливать причинно-следственные связи. Ребята учатся работать с краеведческими и литературными источниками, проводят исследование и оформление собранного материала в виде письменных работ, альбомов, стендов. Огромную роль играют встречи с интересными людьми. Формирование у обучающихся качеств исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины является отличительной особенностью данной программы.
Содержание программы предусматривает проведение занятий в различной форме, позволяющей взаимосвязь краеведческой и музееведческой составляющих.
Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, села, школы. Воспитание обучающихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации обучающихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Педагоги
Педагог дополнительного образования Головина Лидия Алексеевна
Содержание программы
Раздел 1. Введение (2 часа)
Теоретическая часть: Цели и задачи программы. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. О чем рассказывает школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.
Практическая часть: расписать основные разделы экспозиции школьного музея.
Раздел 2.Экскурсия. Основные элементы экскурсии (4 часа).
Теоретическая часть: Знакомство с теоретическими понятиями «музей»,«профиль», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др. Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Экскурсия. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии. «Портфель» экскурсовода. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой экскурсоводов. Знакомство с архивом, экспозициями, экспонатами школьного музея. Экскурсия в школьном музее.
Практическая часть: 1) поделиться впечатлениями о посещении музея в своей семье; 2) обсудить «плюсы» и «минусы» экскурсии, проведенной старшеклассниками-экскурсоводами.
Раздел 3. Экскурсовод и требования к экскурсоводу (2 часа).
Теоретическая часть: Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода. Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Что такое ораторское искусство.
Практическая часть: 1) прочитать прозу, стихотворения; 2) выполнить упражнения на дыхание, произнести скороговорки.
Раздел.4. Виртуальные экскурсии по музеям (4 часа)
Теоретическая часть: Знакомство с музеями разного направления в сети Интернет, с работой экскурсоводов различных музейных направлений, особенностями и своеобразием каждого экспоната, экспозиции, каждого раздела музея.
Практическая часть: 1) составить отзыв об экскурсии определенной тематики.
Раздел 5. Посещение музеев г. Димитровграда (Краеведческий музей, музей Героев Свири и др.)(8 часов).
Теоретическая часть: Знакомство с музеями разного направления, с работой экскурсоводов различных музейных направлений, особенностями и своеобразием каждого экспоната, экспозиции, каждого раздела музея.
Практическая часть: 1) составить отзыв об экскурсии определенной тематики; 2) подготовить советы для начинающих экскурсоводов.
Раздел 6. Подготовка экскурсий по экспозициям школьного музея (6 часов)
Теоретическая часть: Учиться составлять план экскурсии различной тематики, подбирать материалы для экскурсий и презентаций их, учиться проводить очные и виртуальные экскурсии для одноклассников, обучающихся других классов, жителей села и гостей музея.
Практическая часть: 1) составить текст экскурсии определенной тематики; 2) подготовить презентацию экскурсии.
Раздел 7. Практикумы. Проведение экскурсий (6 часов)
Теоретическая часть: Учиться составлять план экскурсии различной тематики, подбирать материалы для экскурсий и презентаций их, учиться проводить очные и виртуальные экскурсии для одноклассников, обучающихся других классов, жителей села и гостей музея.
Практическая часть: 1) составить текст экскурсии определенной тематики; 2) подготовить презентацию экскурсии.
Раздел 8. Подготовка и защита проекта «Экскурсии по школьному музею» (4 часа)
Теоретическая часть: Учиться составлять план защиты проекта экскурсии различной тематики, подбирать материалы для экскурсий и презентаций их, учиться проводить очные и виртуальные экскурсии для одноклассников, обучающихся других классов, жителей села и гостей музея.
Практическая часть: 1) составить текст экскурсии определенной тематики; 2) подготовить презентацию экскурсии;3) защита проекта.
Цели программы
Создание условий для всестороннего развития личности обучающегося на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности и музейного дела.
Результат программы
Личностные результаты:
- знакомство и усвоение таких понятий, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд и др.;
- развитие внимания, восприятия, наблюдательности, разных форм мышления, речи;
- формирование широкого кругозора;
- овладение практическими навыками экскурсовода.
- первоначальных представлений о музее и музейном деле, как одной из наук в сфере человеческой деятельности, о её значимости в развитии общества;
- коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в группе, умению находить компромисс при обсуждении решений, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- ответственного отношения к творческой деятельности, способности к самообразованию;
- осознанного выбора и построению индивидуальной траектории образования в мире профессий;
- креативности мышления, активности, инициативы, находчивости при проведении экскурсий.
Материально-техническая база
- Помещение, соответствующее СанПиН и нормам ТБ:
- учебные столы-12 шт;
- стулья-24шт;
- рабочее место педагога-1шт;
- компьютер-1шт;
- принтер-1шт;
- медиапроектор-1шт;
- экран-1шт;
- фотоаппарат-1шт.