Программа поможет развитию познавательных способностей обучающихся, активизации их творческого потенциала, расширении обще интеллектуальных знаний, умению реализовывать их в практической жизни.
Программа «Юный экскурсовод» предусматривает формирование качеств школьников, необходимых им как в учебе, так и во многих областях деятельности. Поисковая работа, работа с экспонатами, подготовка и проведение экскурсий дает возможность обучающемуся научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей наук, техники, истории, учиться прогнозировать результат, возможные последствия, устанавливать причинно-следственные связи. Ребята учатся работать с краеведческими и литературными источниками, проводят исследование и оформление собранного материала в виде письменных работ, альбомов, стендов. Огромную роль играют встречи с интересными людьми. Формирование у обучающихся качеств исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины является отличительной особенностью данной программы.
Содержание программы предусматривает проведение занятий в различной форме, позволяющей взаимосвязь краеведческой и музееведческой составляющих.
Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, села, школы. Воспитание обучающихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации обучающихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.