Краткосрочная программа «Юный шахматист»

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий выявляет и развивает индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций и др.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Черемухин Олег Николаевич

Содержание программы

1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем". (2 ч)

2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. (2 ч).

3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. (4 ч).

4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. (4 ч).

5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. (8 ч).

6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. (10 ч)

7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. (6 ч).

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

1 уровень: учащиеся должны знать:

-    шахматную доску и ее структуру;

-    обозначение полей линий;

-    ходы и взятия всех фигур, рокировку;

-    основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

уметь:

-    играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

-    записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

-    находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

-    оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

-    планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

-    определять общую цель и пути ее достижения;

-    решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

2 уровень: учащиеся должны знать:

-    выигрышные стратегии матования одинокого короля;

уметь:

-    ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;

-    понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

-    сравнивать и анализировать действия других игроков;

-    разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

2  уровень: учащиеся должны знать:

-    основные идеи комбинаций различных типов;

уметь:

-  осуществлять простейшие комбинации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Материально-техническая база

 шахматные доски с набором шахматных фигур

 демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

 шахматные часы

 шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

 шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации