Юный агроном

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный агроном» имеетестественнонаучную направленность и предназначена для реализации в детском объединении Муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования «Средняя школа им.ГерояСоциалисического труда Я.М.Вадинап.Дивный муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области».

Актуальность программы:

Актуальность создания данной программы заключается в том, что при её освоении обучающиеся приобретают желание не только остаться жить и работать на своей земле, но и знают, как это сделать с наибольшей отдачей для себя и общества, осознают престижность сельскохозяйственного труда и смогут полноценно жить, интеллектуально развиваться в сельской местности, иметь социальную адаптацию в стремительно меняющемся мире труда.

Программа «Юный агроном» позволяет в большей степени учесть индивидуальные особенности детей, их интерес к цветоводству и овощеводству. Много издано книг по цветоводству и овощеводству, но они не адаптированы к пониманию их школьниками 7-12 лет. Поэтому создание программы «Юный агроном» с основами цветоводства и овощеводства актуально.

Отличительные особенности программы:

Новизна программы состоит в том, что в процессе обученияобучающиеся смогут познакомиться с новейшими технологиями размножения и выращивания овощных растений и современными научными открытиями и достижениями в области овощеводства. Программа обеспечивает обучающихся познавательным развитием, выходящим за рамки программ школьного образования, осознанным и успешным выбором профессиональной деятельности, раскрытием творческого потенциала через дополнительные досуговые программы.

Особенности программы «Юный агроном» заключаются в формах и методах подачи материала. Приоритет отдается практическим занятиям, экскурсиям. Усилена роль занятий, которые проходят вне класса. Даже теоретические занятия проводятся в основном средствами окружающей действительности (в парке, теплице, на пришкольном участке). Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с миром растений, способствуют развитию наблюдательности. Используется нетрадиционная форма подачи материала - игра. Через игру ребенок постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Много времени отводится исследовательской работе юннатов. Научно-исследовательская деятельность необходима для развития творческого мышления обучащихся.

Педагоги

Шеремеева Елена Ивановна

Содержание программы

1.Введение.

Всего:4 часа.

Теория: Знакомство с правилами поведения обучающихся, планом, режимом обучения. Просмотр детских поделок, показ фотографий. Беседа на «Что удалось вырастить летом?». Отгадываем загадки про овощи. Рассказ про овощные растения, что к ним относится. Беседа для выяснения знаний правил ТБ и ПДД, травматизма и его причины. Показ правильного обращения с орудиями труда - лопатой, граблями, землей, совочками, ножницами, секатором.

Практика: Выбираем старосту. Игра с мячом «Овощ, плод или цветок?» (по типу съедобное - не съедобное). Готовим класс к работе, оформляем стенгазету. Коллективный труд с различными орудиями труда. Познавательная игра «Зелёный огонёк». Тест по методики «Альтернатива» В.А. Ясвина, направленный на диагностику ведуще­го типа мотивации взаимодействия с природными объектами. Тест «Проверь свои возможности: овощи»». Тест по ПДД.

2.3начение овощей в жизни человека.

Всего: 2 часа,

Теория: Знакомые овощи. Условия необходимые для выращивания овощных растений. Овощи открытого грунта и тепличные растения. Беседа о значении овощей в жизни человека, их роль в питании. Назначение современных теплиц. Виды переносных укрытий, парников, теплиц. История развития теплиц. Температура и влажность воздуха в теплице. Отличие по химическому составу овощей открытого грунта от тепличных.

Практика: Измерение температуры в теплице. Приготовление блюд из капусты, моркови, свеклы. Определение площади учебно-опытного участка в шагах. Познавательная игра «Вокруг света по стране Легумии»

 

3. Вредители овощных растений.

Всего: 6 часов.

Теория: Беседа о вреде наносимом вредителями посевам с примерами из жизни. Лекция о вредителях (тля, белокрылка, крестоцветная блошка, клещ, колорадский жук, бабочка). Показ коллекции вредителей, пораженных растений с четкими признаками поражения. Подробный разбор агротехнических, биологических, химических способов борьбы с вредителями овощных культур.

Практика: Зарисовка вредителей в тетради. Приготовить рабочий раствор.

4. Болезни овощных растений и сорняки.

Всего: 6 часов.

Теория: Заболевание капусты - кила капусты. Мучнистая роса. Рассматриваем пораженные листья огурца мучнистой росой. Фитофтороз. Парша. Оптимальные условия развития болезней. Профилактика заболеваний. Сорные растения.

Практика: Зарисовываем наросты на корнях в тетрадь. Рисуем в тетради лист с мучнистой росой. Зарисовываем пораженные лист и клубень картофеля. Составляем прогноз заболевания по данной температуре и влажности воздуха. Отбираем здоровый посадочный материал картофеля.

 

5. Удобрения.

Всего: 4 часа.

Теория: Минеральные удобрения. Сравнение по цвету и по размеру гранул

различные минеральные удобрения. Таблица требования овощей минеральных веществ. Признаки недостачи питательных веществ. Находим среди растений те, которым недостает тот или иной элемент питания. Органические удобрения. Различие между минеральными и органическими удобрениями. Таблица состава органических удобрений: навоза свиней, коров, конского, перегноя, птичьего помета, фекалий, сточных вод, торфа, бытового мусора, зеленной массы, древесной листвы, ила. Виды подкормок, сроки и способы их внесения. Влияние условий внешней среды на питание растений.

Практика: Закладка долгосрочного опыта: «Влияние различных подкормок на рост, развитие и вкусовые качества лука зеленого».

Контрольный ящик лука полив водой

Опыт № 1 подкормка комплексным удобрением

Опыт № 2 подкормка азотным удобрением

Опыт № 3 подкормка калийным удобрением

Опыт № 4 подкормка фосфорным удобрением

Цели программы

Создание условий для развития интереса к исследовательской и опытнической деятельности обучающихся в области сельского хозяйства.

Результат программы

При изучении растениеводства в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися курса"Юный агроном" являются:

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в сельскохозяйственном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Особые условия проведения

Для проведения практических занятий в кабинете имеется специальная научно-популярная литература, мультимедийные средства обучения.

Для проведения практических занятий имеется необходимый садовый инвентарь, спецодежда, садовая земля, минеральные и органические удобрения.

Учебно-опытный участок, теплица.

Биологические объекты (коллекции растений).

Лейки, опрыскиватели, рыхлители, совки, ножницы.

Шланги, грабли, лопаты, сита, ведра.

Термометр.    

Спец. одежда.(приносят с собой)

Резиновые перчатки. (приносят с собой)

Укрывной материал.

Пленка.

Минеральные удобрения, органические удобрения.

Емкости для пересадки комнатных растений.

Материально-техническая база

Для проведения практических занятий в кабинете имеется специальная научно-популярная литература, мультимедийные средства обучения.

Для проведения практических занятий имеется необходимый садовый инвентарь, спецодежда, садовая земля, минеральные и органические удобрения.

Учебно-опытный участок, теплица.

Биологические объекты (коллекции растений).

Лейки, опрыскиватели, рыхлители, совки, ножницы.

Шланги, грабли, лопаты, сита, ведра.

Термометр.    

Спец. одежда.(приносят с собой)

Резиновые перчатки. (приносят с собой)

Укрывной материал.

Пленка.

Минеральные удобрения, органические удобрения.

Емкости для пересадки комнатных растений.