Компьюшка
Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.
Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».
Актуальность программы заключается в том, что является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников. Отличительная особенность программы «Компьюшка» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Новизна программы «Компьюшка» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.
Программа использует современные компьютерные программы:
«Компьютер для дошкольника»
«ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)
Tux Paint
«Раскрась-ка» - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.
«Пазлы для всей семьи» и игровые презентации для обрабатывания навыков по управлению мышью и клавиатурой.
При разработке программы учитывались следующие принципы, лежащие в основе построения содержания курса обучения:
1. Высокий, но посильный уровень трудности.
2. Воспитание у детей положительной мотивации к обучению, познавательных интересов, включение в образовательный процесс эмоциональной сферы.
В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка, и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.
Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.
Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.
Программа рассчитана на один год обучения.
Основной учебный план составлен на 72 часа
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия составляет 30 минут.
Адресат программы: дети в возрасте 5-7 лет
Количество обучащихся в группах: 12 человек.
Педагоги
Боровкова Екатерина Вячеславовна
Содержание программы
Раздел 1. Компьютерная азбука
Тема 1. Знакомство с компьютером. Правила работы в компьютерном классе. Техника безопасности работы с компьютером и гимнастика для глаз.
Теория: Для чего нужен компьютер? История возникновения компьютера. Рассказ о правилах безопасности за компьютером.
Тема 2. Устройство компьютера
Теория: Рассказ о составных частях компьютера: мониторе, системном блоке, прибора ввода и вывода информации – принтер, колонки. Дидактическая игра «Назови правильно».
Тема 3. Знакомство с рабочим столом
Теория: Рассказ о пиктограммах, ярлыках.
Практическая работа
Игра на знакомство «Имечко». Беседа по картинкам «Как работать за компьютером». Дидактическая игра «Собери компьютер»
Раздел 2. Учимся работать на компьютере
Тема 1. Мышь и ее устройство. Знакомство с клавиатурой.
Теория: Рассказ об устройстве ввода «Мышь», ее свойствах и функции, рассказ об устройстве клавиатуры, ее свойствах и функции.
Тема 2. Знакомство с программами
Теория: рассказ о ярлычках знакомых программ: Paint, Word. Дидактическая игра «Найди ярлычок».
Практическая работа
Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину. Самостоятельное включение детских игр. Выход из игры с использованием клавиши Esc. Смена языка раскладки клавиатуры языковой панели с помощью клавиш Ctrl + Shift или Alt + Shift.
Раздел 3. Развиваемся с компьютером
Игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, мышления, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.
Цели программы
Обучение детей компьютерной грамотности
Результат программы
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
- умение подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого;
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
- умение определять понятия;
- создавать обобщения;
- устанавливать аналогии;
- классифицировать;
- строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.
Предметные результаты:
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации, развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях;
- развитие алгоритмического мышления;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
По окончании
Ребенок узнает:
‒ правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
‒ название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;
‒ сущность понятия алгоритма ввода информации;
‒ правила работы с исполнителями алгоритмов;
‒ правила работы, основные функции графического редактора.
Ребенок будет уметь:
‒ иметь навык работы с клавиатурой, мышкой, ориентироваться на экране монитора;
‒ пользоваться графическим редактором: создание рисунков, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры), закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя
‒ составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;
‒ пользоваться игровыми и обучающими программами;
‒ понимать язык стрелок.
Особые условия проведения
Программа «Компьюшка» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой и совместной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Материально-техническая база
Техническое оснащение занятий:
- компьютерный класс: компьютер проектором для демонстрации материала;
- компьютеры для детей для получения новых знаний и закрепления навыков работы;
- принтер для печати детских рисунков;
- микрофон, наушники, сканер;
- компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы, компьютерный класс должен соответствовать СанПиН..
- выход в Интернет, программное обеспечение.
Дидактико-методическое оснащение:
- раздаточный материал;
- игры-головоломки;
- демонстрационные дидактические игры;
демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке.