Компьюшка

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

Актуальность программы заключается в том, что является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников. Отличительная особенность программы «Компьюшка» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Новизна программы «Компьюшка» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.

         Программа использует современные компьютерные программы:

«Компьютер для дошкольника»

«ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)

Tux Paint

«Раскрась-ка» - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.

«Пазлы для всей семьи» и игровые презентации для обрабатывания навыков по управлению мышью и клавиатурой.

         При разработке программы учитывались следующие принципы, лежащие в основе построения содержания курса обучения:

1.     Высокий, но посильный уровень трудности.

2.     Воспитание у детей положительной мотивации к обучению, познавательных интересов, включение в образовательный процесс эмоциональной сферы.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка, и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

Программа рассчитана на один год обучения.

Основной учебный план составлен на 72 часа

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия составляет 30 минут.

Адресат программы: дети в возрасте 5-7 лет

Количество обучащихся в группах: 12 человек.

 

Педагоги

Боровкова Екатерина Вячеславовна

Содержание программы

Раздел 1. Компьютерная азбука

Тема 1. Знакомство с компьютером. Правила работы в компьютерном классе. Техника безопасности работы с компьютером и гимнастика для глаз.

Теория: Для чего нужен компьютер? История возникновения компьютера. Рассказ о правилах безопасности за компьютером.

Тема 2. Устройство компьютера

Теория: Рассказ о составных частях компьютера: мониторе, системном блоке, прибора ввода и вывода информации – принтер, колонки. Дидактическая игра «Назови правильно».

Тема 3. Знакомство с рабочим столом

Теория: Рассказ о пиктограммах, ярлыках.

Практическая работа

Игра на знакомство «Имечко». Беседа по картинкам «Как работать за компьютером». Дидактическая игра «Собери компьютер»

Раздел 2. Учимся работать на компьютере

Тема 1. Мышь и ее устройство. Знакомство с клавиатурой.

Теория: Рассказ об устройстве ввода «Мышь», ее свойствах и функции, рассказ об устройстве клавиатуры, ее свойствах и функции.

Тема 2. Знакомство с программами

Теория: рассказ о ярлычках знакомых программ: Paint, Word. Дидактическая игра «Найди ярлычок».

Практическая работа

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину. Самостоятельное включение детских игр. Выход из игры с использованием клавиши Esc. Смена языка раскладки клавиатуры языковой панели с помощью клавиш Ctrl + Shift или Alt + Shift.

Раздел 3. Развиваемся с компьютером

Игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, мышления, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.

 

 

Цели программы

Обучение детей компьютерной грамотности

Результат программы

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.

 

Личностные результаты:

-                   умение подчинять свои действия определенному правилу,  слушать и точно выполнять указания взрослого;

-                   умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-                   умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-                   умение определять понятия;

-                    создавать обобщения;

-                    устанавливать аналогии;

-                   классифицировать;

-                   строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.

 

Предметные результаты:

-                   формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации, развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

-                   формирование представления об основных изучаемых понятиях;

-                   развитие алгоритмического мышления;

-                   формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.

 

По окончании

    Ребенок узнает:

‒       правила техники безопасности при работе на ЭВМ;

‒       название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;

‒       сущность понятия алгоритма ввода информации;

‒       правила работы с исполнителями алгоритмов;

‒       правила работы, основные функции графического редактора.

Ребенок будет уметь:

‒       иметь навык работы с клавиатурой, мышкой, ориентироваться на экране монитора;

‒       пользоваться графическим редактором: создание рисунков, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры), закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя

‒       составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;

‒       пользоваться игровыми и обучающими программами;

‒       понимать язык стрелок.

 
 

Особые условия проведения

Программа «Компьюшка» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой и совместной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

Материально-техническая база

Техническое оснащение занятий:

-                   компьютерный класс: компьютер проектором для демонстрации материала;

-                   компьютеры для детей для получения новых знаний и закрепления навыков работы;

-                   принтер для печати детских рисунков;

-                   микрофон, наушники, сканер;

-                   компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы, компьютерный класс должен соответствовать СанПиН..

-                   выход в Интернет, программное обеспечение.

 

Дидактико-методическое оснащение:

-                   раздаточный материал;

-                   игры-головоломки;

-                   демонстрационные дидактические игры;

демонстрационные и индивидуальные  плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке.