Зелёная лаборатория (Умные каникулы)

Программа «Зеленая лаборатория» ориентирована на знакомство  детей  с определенными процессами, происходящими в природе, с особенностями растительного и животного мира, а также способствует овладению ими практическими умениями и навыками по выращиванию растений, изготовлению поделок, составлению композиций из природного материала, уходу за домашними животными.

Новизна данной программы в том, что на занятиях дети знакомятся не только с процессами, происходящими в природе, но и с особо охраняемыми растениями и животными. Рассматривая сезонные изменения в природе, живую природу родного края, законы об охране природы, дети учатся находить взаимосвязи в природе. Расширяется их представление об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей, через трудовое воспитание обучающихся прививается любовь к природе, ответственность за ее будущее. Кроме того, программа способствует формированию у детей таких качеств, как дружба, коллективизм, ответственность за общее дело.

Отличительные особенности программы. Данная программа составлена с учетом дошкольных курсов природоведения, биологии и дополнена авторскими наработками. На занятиях дети знакомятся с полезными ископаемыми, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными родного края. Все это способствует формированию у детей любви к родному краю, его природе и ответственности за ее сохранение.

Впервые в программе используются новые технологии, в том числе и  дистанционное обучение, которое предусматривает комплексное обучение по основным направлениям образовательной программы в рамках онлайн занятий посредством платформ: Webinar, Zoom, Youtube, Skype  и другие, с предоставлением теоретического материала по теме. Онлайн занятия длительностью 30 минут. В офлайн режиме посредством социальных сетей и месседжеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.

Педагоги

Кадушкина Наталья Николаевна

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА:

Модуль 1 «ЭКОЛОГИЯ»

Цель:  формирование экологической культуры, создание условий для открытия ребёнком природы, формирование гуманного отношения к ней.

Задачи:

·                    дать представление о природе как взаимосвязанной, чувствительной к вмешательству системе,

·                    сформировать у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям, окружающим объектам, к себе и к своему здоровью.

Занятие № 1. Вводное занятие «Экология».

Теория: Знакомство с детьми. Техника безопасности. Ознакомление с  

планом работы объединения.

Занятие № 2. Природа и мы. Современные проблемы экологии,  явления природы.
Теория: Что такое природа? Изучение природы родного края и её охрана –

задача каждого юного натуралиста. Разнообразие природы родного края.

Практика: Экологические проблемы. Беседа: «Как мы можем помочь в 

защите природы».

Занятие № 3. Экскурсия «Живая и неживая природа»

Теория: Предсказание погоды по местным признакам. Простейшие  

метеорологические приборы: флюгер, барометр, термометр.

Практика: Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о

различиях тел живой и неживой природы. Оформить отчеты об экскурсии

 

Модуль 2 «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

            Цель: познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира. 

            Привить бережное отношение и развить интерес к окружающему миру,

            уточнить и закрепить названия домашних и диких животных, где живут, как

            передвигаются, какие звуки издают.

           Задачи:

·           Научить детей видеть и любить красоту природы во всем проявлении ее форм и красок;

·           Создать условия для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких животных,

·           Дать представление о природе как взаимосвязанной, чувствительной к вмешательству человека в экосистему,

·         научить правилам поведения в природе;

·         Учить узнавать животных, живущих рядом с человеком и обитающих в лесу, запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных;

·         Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних и диких  животных и называть их.

·         Обращать внимание на внешний вид животных и их различия, на части тела; 

·         Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации с дикими и домашними животными.

·         Расширять запас понимаемых слов.

·         Формировать умение отвечать на вопрос: «Кто это?».

·         Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их.

Занятие № 4. Что такое природа.

Практика: Уход и наблюдения за обитателями «живого уголка», лепка                     из пластилина  любимых животных.

Занятие № 5. Царство природы.

Теория: Растения полей, значение лугов в природе и хозяйстве человека. Травы лугов. Животные лугов. Луг как сообщество. Охрана лугов.

Практика: распознавание трав и насекомых луга. Экскурсия на луг.    

Экологические игры на лугу. Рисование цветов.

Занятие № 6. Удивительные  растения.

Теория: Знакомство с деревьями, декоративные растения. Значение

зеленых насаждений и их охрана.

Практика: распознавание декоративных растений в зеленых

насаждениях, рисование деревьев и кустарников.

Занятие № 7. Природа как единое целое. Влияние деятельности

человека на природу. Охрана природы — всенародная задача.

      Теория : Объяснение  взаимосвязи человека и природы  (человек-

      вода, человек-воздух) условия выживания человека, бережное отношение  

      к природе, разумно расходовать то, что в ней есть, защищать и  

     охранять природу. Накопление знаний о живой и неживой природе,   

     взаимосвязь и взаимодействии всех природных объектов экологии.

Практика: Просмотр видеофильма об охране земли, рисование плаката

по защите и охране природы.

Занятие № 8 - 9. Мастерская природы, сбор природного материала для

поделок, поделки из природного материала.

Теория : Объяснение  как правильно выбрать природный  материал

Практика: Сбор природного материала. Лепка из пластилина поделки с использованием природного материала  и выставка «Мир наших фантазий».

 

Цели программы

Цель программы:

- знакомство с особенностями живой и неживой природы, создание условий для формировать у детей экологического мышления и мировоззрения; элементарных навыков изучения природы.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы:
            Личностные:

ü  любовь к природе;

ü чувство доброты и сострадания;

ü  ответственное и бережное отношение к окружающей среде;

ü активная жизненная позиция;-

ü укрепление здоровья обучающихся.

    Метапредметные:

ü развитие познавательного интереса; памяти, внимания, наблюдательности, логического- мышления, речи;

ü творческих способностей; коммуникабельности;

ü навыков самостоятельной работы;

ü навыка публичных выступлений при защите творческих проектов;

ü умение анализировать, проектировать, практиковать; оценивать поведение и деятельность- людей с точки зрения их экологической целесообразности. Предметные:

ü представление о разнообразии компонентов живой и неживой природы;

ü флоре и фауне- Ульяновской области;

ü знание сезонных изменений в природе; правил оформления гербария;

ü основных методов- экологических исследований; редких и исчезающих видов животных и растений;

ü правил поведения в природных условиях;

ü народных традиций и природных богатств родного края;

ü умение вести наблюдения за природными объектами;

ü оформлять гербарий;

ü работать с- лабораторным оборудованием и выполнять опыты;

ü выращивать и ухаживать за растениями;

ü использовать приобретенные знания, умения и навыки для безопасного применения химических веществ в быту;

ü ухаживать за животными;

ü правильно вести себя в природных условиях;

ü собирать коллекционный материал;

ü выполнять исследовательские работы;

ü прогнозировать последствия природных явлений.

Особые условия проведения

Возрастной состав обучающиеся в группе – 7-11 лет. Состав группы постоянный. Количественный состав объединения составляет –   до 12-15    человек. Форма организации деятельности - групповая.  Структура программы предусматривает комплексное обучение по основным направлениям образовательной программы.

        Каждому обучающемуся  обеспечиваются равные возможности доступа к знаниям, предоставляется разноуровневый по сложности и трудности усвоения программный материал, создаются условия для раскрытия творческих, интеллектуальных, духовных, физических способностей ребенка с целью его успешного самоопределения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зеленая лаборатория »- программа  естественно - научной направленности

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер.

4. Телевизор

Дидактический материал:

·                   Для проведения практических занятий используются гербарии, фотографии, рисунки флоры и фауны нашей местности. Альбомы, наглядные пособия,  на которых отмечены особо охраняемые растения и животные Ульяновской области.

·                   Богатая видовая коллекция комнатных растений служит экспериментальной базой для практических занятий по уходу и наблюдению  растений.

Раздаточный материал: 

Пластилин

Альбомы

Краски

Цветные карандаши

     Влажные салфетки

         Оборудование кабинета

1.     Ученические столы  двухместные с комплектом стульев.

2.     Стол учительский.

3.     Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования  и пр. 

4.     Полки для книг.

Информационное обеспечение

·        методическое обеспечение (наличие программы, наглядных пособий,  технологических карт, инструкций, методических разработок, рекомендаций);

·        презентации, изображения на электронном носителе для демонстрации творческих изделий, этапов изготовления изделий.

·        видеофильмы о природе,

·        методические пособия по изучению природы родного края,

·        экологические игры