- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Экология
- Экологика (Краткосрочная)
Экологика (Краткосрочная)
Данная программа экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. К шести годам они обладают довольно большим запасом преставлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности. Внимание детей 6-7 лет становится более устойчивым и произвольным, они уже способны действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, но улучшается ее устойчивость. Для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства, в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки. Ведущее значение приобретает наглядно– образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и прочее) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Этот возраст можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным продуктивным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Изучение программного материала проводится на теоретических и практических занятиях. На теоретических занятиях излагаются основные сведения по темам, на практических проводится изготовление поделок из природного материала, лепка из пластилина, рисование рисунков по итогам наблюдений за природными явлениями и насекомыми луга.
Педагоги
Воспитатель лагеря Ырганова Нина Петровна
Содержание программы
Модуль 1 «ЭКОЛОГИЯ»
Цель: формирование экологической культуры, создание условий для открытия ребёнком природы, формирование гуманного отношения к ней.
Задачи:
· дать представление о природе как взаимосвязанной, чувствительной к вмешательству системе,
· сформировать у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям, окружающим объектам, к себе и к своему здоровью.
Занятие № 1. Вводное занятие «Экология».
Теория: Знакомство с детьми. Техника безопасности. Ознакомление с
планом работы объединения.
Практика: Тест «Определение нравственно-экологической позиции»
Занятие № 2. Природа и мы современные проблемы экологии, явления природы.
Теория: Что такое природа? Изучение природы родного края и её охрана –
задача каждого юного натуралиста. Разнообразие природы родного края.
Практика: Экологические проблемы. Беседа: «Как мы можем помочь в
защите природы».
Занятие № 3. Температура воды и воздуха, дождь и туман.
Теория: Предсказание погоды по местным признакам. Простейшие
метеорологические приборы: флюгер, барометр, термометр.
Практика: предсказание погоды по облакам, ветру, растениям, по
поведению животных. Практическая работа: определение погоды по
метеорологическим приборам.
Занятие № 4. Погода и климат, откуда дует ветер, радуга.
Теория: Предсказание погоды по местным признакам. Простейшие
метеорологические приборы: флюгер, барометр, термометр.
Практика: предсказание погоды по облакам, ветру, растениям, по
поведению животных. Практическая работа: определение погоды по
метеорологическим приборам.
Модуль 2 «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
Цель: познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира.
Привить бережное отношение и развить интерес к окружающему миру,
уточнить и закрепить названия домашних и диких животных, где живут, как
передвигаются, какие звуки издают.
Задачи:
· Научить детей видеть и любить красоту природы во всем проявлении ее форм и красок;
· Создать условия для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких животных,
· Дать представление о природе как взаимосвязанной, чувствительной к вмешательству человека в экосистему,
· научить правилам поведения в природе;
· Учить узнавать животных, живущих рядом с человеком и обитающих в лесу, запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных;
· Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних и диких животных и называть их.
· Обращать внимание на внешний вид животных и их различия, на части тела;
· Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации с дикими и домашними животными.
· Расширять запас понимаемых слов.
· Формировать умение отвечать на вопрос: «Кто это?».
· Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их.
Занятие № 5. Что такое природа, знакомство с домашними и дикими
животными.
Теория: Домашние и дикие животные: корова, свинья, овца, коза, кролик,
утка, курица, волк, медведь, лиса, заяц и др. Беседа «Мы в ответе за тех,
кого приручили». Формирование чувства ответственного и заботливого
отношения к домашним животным
Практика: Лепка из пластилина любимых животных.
Занятие № 6. Царство природы, цветы, луговые травы, растения
твоего дома.
Теория: Растения полей, значение лугов в природе и хозяйстве человека. Травы лугов. Животные лугов. Луг как сообщество. Охрана лугов.
Практика: распознавание трав и насекомых луга. Экскурсия на луг.
Рисование цветов.
Занятие № 7. Удивительные деревья, знакомство с культурными
растениями.
Теория: Знакомство с деревьями, декоративные растения. Значение
зеленых насаждений и их охрана.
Практика: распознавание декоративных растений в зеленых
насаждениях, рисование деревьев и кустарников.
Занятие № 8. Природа как единое целое. Влияние деятельности
Занятие № 9. Мастерская природы, сбор природного материала для
поделок, поделки из природного материала «Загадки леса»
Теория : Объяснение как правильно выбрать природный материал
Практика: Сбор природного материала. Лепка из пластилина поделки с использованием природного материала «Загадки леса» и выставка «Мир наших фантазий»
Цели программы
Знакомство с особенностями живой и неживой природы, создание условий для формировать у детей экологического мышления и мировоззрения; элементарных навыков изучения природы.
Результат программы
Предметные:
По окончании обучения обучающиеся будут
знать:
• правила поведения в природе;
• связь между человеком и природой;
• экологическую ситуацию в своем посёлке;
уметь:
• вести наблюдения в природе;
• выполнять правила поведения в природе;
• уметь выбрать нужный способ получения ответа на вопрос о природе;
• строить простейшие гипотезы, предлагать способ ее проверки
(придумать замысел эксперимента).
Личностные результаты:
· осознание важности природы в целом и всех ее объектов в
частности, а также ее сохранение;
· лекция с элементами беседы;
· беседа с людьми сельскохозяйственных профессии;
· просмотр и обсуждение видеофильмов;
· решение проблемных задач;
· разгадывание ребусов, кроссвордов;
· придумывание сказок на определенную тему;
· инсценировки;
· тестирование;
· индивидуальные исследования;
· игры («Лото», «Третий лишний», «Живое или не живое» и т.д.), экологические игры («Во саду ли, в огороде», «Тропа загадок» и т.д.);
· демонстрации живых объектов и т. д.
Особые условия проведения
Для реализации программы «Экологика» необходимо создание определенных условий для совместной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей.
При составлении программы учтены возрастные и психофизиологические особенности обучающихся этого возраста: работоспособность, специфический характер наглядно-образного мышления, ведущий вид деятельности.
В основе расположения учебного материала в программе положен дидактический принцип доступности: от легкого материала к сложному, от известного к неизвестному.
Программа позволяет вносить изменения, корректировку, исходя из возможностей (потребностей) обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей).
Материально-техническая база
Технические средства обучения
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер.
4. Мультимедийная установка.
5. Аудиоцентр.
Дидактический материал:
· Для проведения практических занятий используются гербарии, фотографии, рисунки флоры и фауны нашей местности. Альбомы, наглядные пособия, на которых отмечены особо охраняемые растения и животные.
· Богатая видовая коллекция комнатных растений служит экспериментальной базой для практических занятий по уходу и наблюдению этих растений.
Раздаточный материал:
Пластилин – 15штук.
Альбомы– 15 штук.
Краски– 15 штук.
Цветные карандаши– 15 штук.
Клеенки– 15 штук.
Влажные салфетки – 15штук.
Оборудование кабинета
1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
4. Полки для книг.