Экологика (Краткосрочная)

Данная программа экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. К шести годам они обладают довольно большим запасом преставлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности. Внимание детей 6-7 лет становится более устойчивым и произвольным, они уже способны действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, но улучшается ее устойчивость. Для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства, в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки. Ведущее значение приобретает наглядно– образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и прочее) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Этот возраст можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным продуктивным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Изучение программного материала проводится на теоретических и практических занятиях. На теоретических занятиях излагаются основные сведения по темам, на практических проводится изготовление поделок из природного материала, лепка из пластилина, рисование рисунков по итогам наблюдений за природными явлениями и насекомыми луга.

Педагоги

Воспитатель лагеря Ырганова Нина Петровна

Содержание программы

Модуль 1 «ЭКОЛОГИЯ»

Цель:  формирование экологической культуры, создание условий для открытия ребёнком природы, формирование гуманного отношения к ней.

Задачи:

·         дать представление о природе как взаимосвязанной, чувствительной к вмешательству системе,

·         сформировать у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям, окружающим объектам, к себе и к своему здоровью.

Занятие № 1. Вводное занятие «Экология».

Теория: Знакомство с детьми. Техника безопасности. Ознакомление с   

планом работы объединения.

Практика: Тест «Определение нравственно-экологической позиции»

Занятие № 2. Природа и мы современные проблемы экологии, явления природы.
Теория: Что такое природа? Изучение природы родного края и её охрана –

задача каждого юного натуралиста. Разнообразие природы родного края.

Практика: Экологические проблемы. Беседа: «Как мы можем помочь в  

защите природы».

Занятие № 3. Температура воды и воздуха, дождь и туман.

Теория: Предсказание погоды по местным признакам. Простейшие  

метеорологические приборы: флюгер, барометр, термометр.

Практика: предсказание погоды по облакам, ветру, растениям, по

поведению животных. Практическая работа: определение погоды по

метеорологическим приборам.

Занятие № 4. Погода и климат, откуда дует ветер, радуга.

Теория: Предсказание погоды по местным признакам. Простейшие

метеорологические приборы: флюгер, барометр, термометр.

Практика: предсказание погоды по облакам, ветру, растениям, по

поведению животных. Практическая работа: определение погоды по

метеорологическим приборам.

 

Модуль 2 «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

            Цель: познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира. 

            Привить бережное отношение и развить интерес к окружающему миру,

            уточнить и закрепить названия домашних и диких животных, где живут, как

            передвигаются, какие звуки издают.

           Задачи:

·         Научить детей видеть и любить красоту природы во всем проявлении ее форм и красок;

·         Создать условия для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких животных,

·         Дать представление о природе как взаимосвязанной, чувствительной к вмешательству человека в экосистему,

·         научить правилам поведения в природе;

·         Учить узнавать животных, живущих рядом с человеком и обитающих в лесу, запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных;

·         Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних и диких  животных и называть их.

·         Обращать внимание на внешний вид животных и их различия, на части тела; 

·         Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации с дикими и домашними животными.

·         Расширять запас понимаемых слов.

·         Формировать умение отвечать на вопрос: «Кто это?».

·         Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их.

Занятие № 5. Что такое природа, знакомство с домашними и дикими 

животными.

Теория: Домашние и дикие животные: корова, свинья, овца, коза, кролик,

утка, курица, волк, медведь, лиса, заяц и др. Беседа «Мы в ответе за тех,    

кого приручили». Формирование чувства ответственного и заботливого

отношения к домашним животным

Практика: Лепка из пластилина  любимых животных.

Занятие № 6. Царство природы, цветы, луговые травы,  растения 

твоего дома.

Теория: Растения полей, значение лугов в природе и хозяйстве человека. Травы лугов. Животные лугов. Луг как сообщество. Охрана лугов.

Практика: распознавание трав и насекомых луга. Экскурсия на луг.    

Рисование цветов.

Занятие № 7. Удивительные деревья, знакомство с культурными

растениями.

Теория: Знакомство с деревьями, декоративные растения. Значение

зеленых насаждений и их охрана.

Практика: распознавание декоративных растений в зеленых

насаждениях, рисование деревьев и кустарников.

Занятие № 8. Природа как единое целое. Влияние деятельности

 

Занятие № 9. Мастерская природы, сбор природного материала для

поделок, поделки из природного материала «Загадки леса»

Теория : Объяснение  как правильно выбрать природный  материал

Практика: Сбор природного материала. Лепка из пластилина поделки с использованием природного материала «Загадки леса» и выставка «Мир наших фантазий»

 

Цели программы

Знакомство с особенностями живой и неживой природы, создание условий для формировать у детей экологического мышления и мировоззрения; элементарных навыков изучения природы.

Результат программы

Предметные:
По окончании обучения обучающиеся будут

знать:
•                                          правила поведения в природе;

•                                          связь между человеком и природой;

•                                          экологическую ситуацию в своем посёлке;

уметь:
•                                          вести наблюдения в природе;

•                                          выполнять правила поведения в природе;

•                                          уметь выбрать нужный способ получения ответа на вопрос о природе;

•                                          строить простейшие гипотезы, предлагать способ ее проверки  

                    (придумать  замысел эксперимента).

Личностные результаты:
·        осознание важности природы в целом и всех ее объектов в  

          частности, а также ее сохранение;

·        лекция с элементами беседы;

·        беседа с людьми сельскохозяйственных профессии;

·        просмотр и обсуждение видеофильмов;

·        решение проблемных задач;

·        разгадывание ребусов, кроссвордов;

·        придумывание сказок на определенную тему;

·        инсценировки;

·        тестирование;

·        индивидуальные исследования;

·        игры («Лото», «Третий лишний», «Живое или не живое» и т.д.), экологические игры («Во саду ли, в огороде», «Тропа загадок» и т.д.);

·        демонстрации живых объектов и т. д.

Особые условия проведения

Для реализации программы «Экологика» необходимо создание определенных условий для совместной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей.

При составлении программы  учтены возрастные и психофизиологические особенности обучающихся этого  возраста: работоспособность, специфический характер наглядно-образного мышления, ведущий вид деятельности.

В основе расположения учебного материала в программе положен дидактический принцип доступности: от легкого материала к сложному, от известного к неизвестному.

Программа позволяет вносить изменения, корректировку,  исходя из возможностей (потребностей) обучающихся,  педагогов и родителей (законных представителей).

Материально-техническая база

Технические средства обучения

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер.

4. Мультимедийная установка.

5. Аудиоцентр.

Дидактический материал:

·        Для проведения практических занятий используются гербарии, фотографии, рисунки флоры и фауны нашей местности. Альбомы, наглядные пособия,  на которых отмечены особо охраняемые растения и животные.

·        Богатая видовая коллекция комнатных растений служит экспериментальной базой для практических занятий по уходу и наблюдению этих растений.

Раздаточный материал: 

Пластилин – 15штук.

Альбомы– 15 штук.

Краски– 15 штук.

Цветные карандаши– 15 штук.

Клеенки– 15 штук.

     Влажные салфетки – 15штук.

         Оборудование кабинета

1.     Ученические столы  двухместные с комплектом стульев.

2.     Стол учительский.

3.     Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования  и пр. 

4.     Полки для книг.