Удивительное оригами (Умные каникулы)

Оригами (яп., букв. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Каждая модель имеет универсальную схему складывания со знаками, указывающими действие. Понятную для всех систему знаков изобрел японский оригамист Акира Йошизава. Значки понятны даже маленькому ребенку и практически не требуют дополнительных объяснений. В настоящее время - это самый простой и доступный вид декоративно-прикладного творчества.

Популярность оригами заключается в том, что для него не требуется никаких специальных инструментов, а в качестве материала может использоваться почти любая бумага (бумага для офисной техники, газета, обои, упаковочная бумага, картон, бархат и др.) бумаги.

Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.

Педагоги

Учитель внеурочной деятельности Джанаева Альфия Румильевна

Содержание программы

Содержание учебного плана

1. Модуль «Оригами искусство или головоломка»

Цель: формирование системы знаний и умений в области оригами.

Задачи: - сформировать систему знаний об искусстве оригами; - совершенствовать умения и навыки практической деятельности при работе с бумагой.

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Игра –знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство с историей искусства оригами, коллекцией бумаги, материалами для занятий оригами. Классификация бумаги, ее свойства, виды и назначения, подготовка и подбор бумаги. Беседа о разновидностях изделий в технике «Оригами». Традиционные и новые техники оригами.

Форма контроля:  Входная диагностика. Викторина «Что я знаю об оригами».

1.2. Условные обозначения в оригами.

Теория. Азбука Оригами: приемы и знаки, изучение условных обозначений и схем. Рассказ о работе с технологической картой и схемами.

Форма контроля: Наблюдение, беседа

1.3. Базовые формы оригами.

Практическая работа. Приемы складывания бумаги. Складывание базовых форм оригами: треугольник, книга, дверь, блин. Изготовление оригами согласно базовым формам.

Форма контроля: Опрос

                           2. Модуль «Игрушки своими руками»

Цель: Познакомить с изготовлением простейших игрушек в технике оригами путем складывания квадрата. Вызвать интерес детей к самостоятельной деятельности. Формировать конструктивные навыки детей. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Задачи: - сформировать систему знаний о базовых формах складывания бумаги; - совершенствовать умения и навыки чтения схем.

          Тема 2.1. Оригами-игрушки.

Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Водяная бомбочка ». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.

Практическая работа. Изготовление оригами: головоломка

Форма контроля: Наблюдение, беседа

Тема 2.2. Оригами транспорт.

Практическая работа. Изготовление оригами: самолеты, пароходы, лодки, корабли, яхты, парусники.

Форма контроля: Самооценка обучающихся своих знаний и умений

Тема 2.3 Надувные игрушки.

Практическая работа. Изготовление оригами: кубик, зайчик, рыбка, ракета, лягушка.

Форма контроля: Групповая оценка работ.

3. Модуль «Модульное оригами»

Цель: изучение техники «Модульное оригами». Выявление навыков работы с модулями.

Задачи: - сформировать систему знаний о техники модульное оригами; - совершенствовать умения и навыки чтения схем и изготовление модулей.

         Тема 3.1. Знакомство с техникой «Модульное  оригами»

Теория. Знакомство с модульным оригами. Презентация.

Форма контроля: Наблюдение, беседа

3.2.  Разновидности модулей в оригами.

Практика. Изготовление модулей.

Форма контроля: Тестирование

           Тема 4.3.  Сборка моделей

Практика. Изготовление моделей.

Форма контроля: Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

Тема 4.4. Итоговые занятия.

Теория. Экспозиция.

Практика: Проведение итоговой выставки.

Форма контроля: Демонстрационные

Цели программы

Цель и задачи общеобразовательной программы

Цель программы - творческое развитие личности школьника через приобщение его к искусству оригами.

Задачи программы:

Обучающие

1)                Познакомить детей с базовыми формами оригами.

2)                Познакомить детей с основными геометрическими понятиями.

3)                Научить читать схемы, по которым складываются оригами и представлять по ним изделия в объеме.

4)                Научить детей различным приемам работы с бумагой.

5)                Содействовать освоению понятия «композиция» в искусстве

Развивающие:

1)                Развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, развить мелкую моторику рук, развить глазомер.

2)                Развить художественный вкус и творческие способности детей, активизировать их воображение и фантазию.

3)                Стимулировать развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Воспитательные:

1)                Воспитать интерес к искусству оригами.

2)                Формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, еѐ приобщения к мировым культурным ценностям.

I. Освоение предметных знаний и умений:

В результате освоения программы учащиеся

должны знать:

что такое оригами;

некоторые факты из истории искусства оригами; условные обозначения оригами.

различные приемы работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание.

основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.

базовые формы оригами: треугольник, квадрат, книжка, дверь, дом; приемы разметки (линейка, шаблон); правила безопасности при работе ручными инструментами (ножницы, кисти, нож).

должны уметь:

пользоваться необходимыми инструментами ручного труда и приспособлениями; следовать устным инструкциям педагога; читать и зарисовывать элементарные схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь схемами;

выполнять разметку листа бумаги с помощью линейки или шаблона; анализировать образец; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными

материалами и инструментами.

II. Освоение опыта самостоятельной творческой деятельности

По окончании программы

учащийся должен:

стремиться к достижению самостоятельного, творческого уровня при выполнении практических заданий;

оказывать  посильную  помощь  в  дизайне  и  оформлении  кабинета, своей  комнаты, дома;

создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

проявлять эстетический вкус при выполнении практических заданий;

.иметь навыки подготовки работ к экспозиции

учащийся способен:

организовать персональную выставку прикладных изделий;

принять участие в итоговой выставке объединения «Увлекательный мир оригами».

Особые условия проведения

Условия реализации программы

Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение)

1. Кабинет

2. Компьютер

3. Схемы, образцы

4. Видео

5. Бумага, ножницы

Кадровое обеспечение.

Реализация программы осуществляется учителем внеурочной деятельности.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

1. Кабинет

2. Компьютер

3. Схемы, образцы

4. Видео

5. Бумага, ножницы