Робототехника (Умные каникулы)

Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. На современном этапе в дополнительном образовании рассматриваются проблемы робототехники. Lego роботы встраиваются в учебный процесс. Проводятся соревнования по робототехнике, учащиеся участвуют в различных конкурсах, в основе которых использование новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями.

В современном обществе идет внедрение роботов в нашу жизнь, очень многие процессы заменяются роботами. Сферы применения роботов различны: медицина, строительство, геодезия, метеорология и т.д. Очень многие процессы в жизни, человек уже и не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов).

 

На занятиях учащиеся учатся проектировать и создавать модели механических технических устройств, с использованием образовательных Лего-конструкторов:

«Технология и основы механики» LEGO EDUCATION 9686

Педагоги

Учитель физики Кузнецова Татьяна Николаевна

Содержание программы

1.     Вводное занятие.

Теория: Рассказ о развитии инженерной механики в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео роликов о технических устройствах. Правила техники безопасности.

2.     Изучаем детали конструктора.

Теория: Конструктор- состав, возможности. Основные детали (название и назначение). Как правильно разложить детали в наборе.

Практика: Знакомство с деталями конструкторов LEGO EDUCATION 9686. Правила удобного расположения деталей на рабочем столе. Формирование рабочих групп (пар) обучающихся.

3.       Конструирование роботов Lego. Создание  групповых проектов                                                             

  Теория: Просмотр презентации по правилам сборки модели по технологической карте. Обсуждение и выбор модели.

Сборка модели из деталей конструктора.  

4.        Защита проекта.  Презентация своего проекта.

Цели программы

Цель: формирование у обучающихся целостной технической картины мира.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.     Образовательные:

- повышение уровня знаний и эрудиции обучающихся в области данных технических предметных областей;

- расширение понятийного аппарата обучающихся как основы целостной картины мира;

- формирование практических умений и навыков при решении проблемных и ситуационных задач;

- формирование интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности;

• - сформировать у детей понятие по робототехнической тематике;

- вызвать у обучающихся познавательный интерес к технической научно-исследовательской деятельности;

- научить общенаучным и технологическим навыкам конструирования

- научить самостоятельно решать простые технические задачи;

- научить поэтапному ведению творческой работы: от идеи до реализации;

- научить создавать реально действующие модели проектных работ при помощи специальных элементов по разработанной схеме.

2.     Развивающие:

- развитие у обучающихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале;

- развитие экспериментальных навыков и умений;

- способствовать развитию творческой инициативы и самостоятельной познавательной деятельности;

- способствовать развитию коммуникативных навыков;

- способствовать развитию памяти, внимания, пространственного воображения;

- способствовать развитию мелкой моторики;

- способствовать развитию волевых качеств: настойчивость, целеустремленность, усердие.

- развить аналитические умения (умение наблюдать, анализировать сравнивать предметы и явления, устанавливать общие признаки и отличительные черты сопоставляемых предметов и явлений, обобщать, делать выводы);

- развить познавательные умения, привить воспитанникам специфические практические умения и навыки в рамках модулей;

- развить творческое воображение и мышление, зрительную память, эмоциональную сферу;

- развить речь обучающихся (обогатить словарный запас, ввести в лексику специальную терминологию, формировать речевую культуру);

- развить мелкую моторику.

3.                Воспитательные:

- развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности обучающихся;

- формирование ценностной мотивации обучающихся;

- реализация опыта жизнедеятельности ребенка в личностно-ориентированной системе дополнительного образования;

- привить навыки коллективной и индивидуальной работы;

- привить умение оценивать результаты своего труда к результатам своего труда и труда окружающих;

- воспитать любознательность, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, коммуникативность, культуру межличностных отношений и другие ценностные качества личности;

- способствовать воспитанию нравственных качеств: отзывчивость, доброжелательность, честность, ответственность.

 

Результат программы

Планируемые результаты

Образовательные:

- у обучающихся повысится уровень знаний и эрудиции в области технических наук;

- обучающиеся расширят понятийный аппарат как основы целостной картины мира;

- у обучающихся сформированы практические умения и навыки при решении проблемных и ситуационных задач;

- сформирован интерес обучающихся к научно-исследовательской деятельности;

• - сформировано у детей понятие по робототехнической, кибернетической тематике;

- у обучающихся будет сформирован познавательный интерес к окружающему миру;

- у обучающихся сформированы общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

- обучающиеся научаться собирать простейшие механизмы и модели роботов на базе конструкторов;

- научаться самостоятельно решать простые технические задачи в процессе конструирования роботов;

- научаться поэтапному ведению творческой работы: от идеи до реализации;

- научаться создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.

2.     Развивающие:

У обучающихся будут развиты:

- умения выделять главное, существенное в изучаемом материале;

- экспериментальные навыки и умения;

 - творческая инициатива и самостоятельная познавательная деятельность;

- коммуникативные навыки;

- психологические процессы (память, внимание, пространственное воображение, мышление, эмоциональную сферу);

- мелкая моторика;

- волевые качества (настойчивость, целеустремленность, усердие);

- аналитические умения (умение наблюдать, анализировать сравнивать предметы и явления, устанавливать общие признаки и отличительные черты сопоставляемых предметов и явлений, обобщать, делать выводы);

- познавательные умения (специфические практические умения и навыки в рамках модулей);

- речь обучающихся (словарный запас, специальная терминология, формировать речевую культуру);

- мелкая моторика.

3.                Воспитательные:

У обучающихся будут развиты:

- творческая активность, инициатива и самостоятельность;

- ценностная мотивация обучающихся;

- будет реализован опыт жизнедеятельности обучающихся в личностно-ориентированной системе дополнительного образования;

- навыки коллективной и индивидуальной работы;

- умение оценивать результаты своего труда к результатам своего труда и труда окружающих;

- любовь к своей планете, бережное отношение к природе, умение удивляться ее чудесам и восхищаться ими;

-любознательность, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, коммуникативность, культура межличностных отношений и другие ценностные качества личности;

-нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, честность, ответственность.

Ожидаемые результаты программы включают в себя следующие аспекты:

1.                Основу научного мировоззрения составляют усвоенные обучающимися в процессе учебной деятельности теоретические понятия.

2.                 Практические навыки использования теоретических знаний не только на занятиях, но и в быту, в жизни.

3.                Освоение научного метода, позволяющего получать факты, результаты путем научно-исследовательской деятельности.

4.                Развитие личностных качеств ребенка.

5.                Уровень развития понятийного мышления позволяет установить степень формирования целостной картины мира через освоение технических понятий и личностное позитивное отношение ребенка к окружающему миру.

 

Особые условия проведения

Особенности организации образовательного процесса:

Состав группы постоянный.

Количественный состав составляет – до 15 человек. Структура программы предусматривает комплексное обучение по основным направлениям образовательной программы: робототехника

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации программы в кабинете должно иметься следующее оборудование: набор для изучения робототехники; персональный компьютер; мультимедиа проектор.

Помещение для занятий – Точка Роста

Технические средства обучения: проектор; ноутбук; LEGO  Базовый набор;  глобальная сеть Интернет; (сайты с инструкциями сборки и программирования, форумами, уроками по робототехнике):

http://www.prorobot.ru/lego.php

http://www.lego.com/education/

http://www.roboclub.ru /

http://robosport.ru /

http://lego.rkc-74.ru /

http://legoclab.pbwiki.com /

Проекты с пошаговыми инструкциями.