Экологическая лаборатория

Программа «Экологическая лаборатория» знакомит детей с ролью экологии и экологов в современном мире, с перспективами развития современной науки, естествознания,с основными профессиями экологического профиля – настоящими и будущими, проблемами городского хозяйства и перспективами их решения на основе принципов рационального природопользования, «зелёной экономики» и устойчивого развития. Обучающиеся знакомятся с проблемами сельского хозяйства и перспективами их решения на основе принципов рационального природопользования, «зелёной экономики» и устойчивого развития.

Профориентационная направленность программы является её неотъемлемой частью поскольку позволят учащимся попробовать свои силы в освоении профессиональных компетенций таких специальностей, как «Экология», «Биология», «Зоология», «Ботаника», «Химия» и «География». Таким образом, программа предлагает новую форму организации познания через синтез естественнонаучного и социогуманитарного направления.

Инновационность программы заключается как в содержании учебного материала, так и в формах его реализации. Программа базируется на образовательных технологиях, которые ориентированы на выработку у обучающихсяряда компетенций, набора знаний, умений, навыков, которые позволят детям успешно реализовывать свои способности и ориентироваться в выборе своей будущей профессии.

Педагоги

Софронова Лариса Владимировна

Содержание программы

Модуль 1. Современные направления развития экологии. Принципы экологических исследований (36ч.).

Тема 1.1. Введение в программу.

Теория: Цели и задачи, стоящие перед группой в процессе обучения, виды деятельности, предусмотренные программой, правила поведения на занятиях и техника безопасности, содержание деятельности учебного объединения.

Практика: знакомство членов группы (игры на знакомство, на общение),рассказ, беседа, инструктаж по технике безопасности, игра «Знакомство», анкетирование. 

Тема 1.2.Предмет изучения экологии.

Теория: Общий обзор тем курса. Структура науки экология и взаимосвязь экологии с другими науками (биология, химия, физика, география, геология и др.). Основные понятия экологии (экология, экосистема, биогеоценоз, рациональное природопользование и др.) и основные законы экологии (законы Б. Коммонера). Антропогенные источники загрязнения окружающей среды и современные экологические проблемы России и Ульяновской области. Правила поведения в природе, особенности проведения фенологических наблюдений в природе.

Практика: беседа, ролевая игра «Экологический аукцион», экскурсия, круглый стол, анкетирование.

Тема1.3. Экосистема - сообщество живых организмов.

Теория:Структура экосистемы и разнообразие экосистем в природе, источники питания живых организмов и их взаимосвязь, основные характеристики экосистем, понятие о биосфере и основных биосферных циклах веществ, экологические особенности Ульяновской области.

Тема1.4. Взаимоотношения между организмами в природе.

Теория:Понятие экологического равновесия в природе и факторы на него влияющие, экологические сукцессии; понятие экологического равновесия в природе и факторы на него влияющие, отношения между организмами, понятие популяции, причины, нарушающие стабильность популяций и способы выживания организмов. Понятие экологическая ниша, сигнальные отношения между организмами, живые индикаторы состояния окружающей среды и определение состояния экологической обстановки по живым индикаторам, последствия вмешательства человека в экологическое равновесие, причины исчезновения видов в природе, фенологические наблюдения в природе, экологический праздник.

Практика: беседа, практическая работа, наблюдение. Диспут «Как растения и животные понимают друг друга», тренинг, ролевая игра «Суд над человеком», экологический праздник«День биологического разнообразия», экскурсия.

Тема1.5. Экологические факторы и среды обитания.

Теория:Среда и экологические факторы. Классификация экологических факторов: биотические, абиотические, антропогенные. Закон минимума Либиха. Закон толернтности Шелфорда. Среды обитания в природе. Системный подход в экологии.

 

Тема 1.6. Геоинформационные технологии.

Теория:Основные понятия геоинформационных технологий.Прикладное программное обеспечение.Классификация и характеристика качества геоинформационных систем.Web-картографические сервисы.Инструментальные средства ГИС.Понятие о базе данных (БД). Работа с базами данных.

Практика:беседа, практика. Практика«Создание элементарных векторныхмоделей данных».Лабораторная работа «Создание карты в ArcMap». Лабораторная работа «Подготовка данных для анализа вГИС».

 

Тема 1.7. Методы статистической обработки данных.

Теория: Элементы математической статистики. Проверка статистических гипотез. Факторный анализ. Определение и вычисление статистикслучайной выборки. Уравнение регрессии:графическое и цифровое представление материала и его анализ. Расчёт показателей вариации.

 

Тема 1.8. Методы проведения экологических исследований.

Теория:Методика проведения наблюдений в экологических исследованиях. Особенности проведения экспериментальных исследований в экологии. Методика проведения полевых исследований. Методика проведения лабораторных исследований.

Практика:беседа, практическая работа, выбор темы исследовательских работ.Практическая работа «Экологический мониторинг состояния окружающей среды».

Форма контроля:Наблюдение, анализ, беседа, опрос, защита рефератов, Конференция, защита исследовательских работ.

 

Тема 1.9. Экологическое проектирование.

Теория:Выбор проблематики. Этапы экологического проекта. Выбор объекта и предмета проектирования. Постановка цели и конкретных задач проектирования. Планирование проектной деятельности. Реализация проекта. 

Тема 1.10.Атлас новых профессий.

Теория:Знакомство с альманахом перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет.Экологические профессии будущего.
Практика:Профориентационное тестирование на основе профессий Атласа новых профессий.Научно-практический семинар «Образование будущего: профессии и компетенции».Атлас новых профессий: практика применения.

 

 

 

Цели программы

Целью данной программы является воспитание экологически грамотного человека, любящего природу и имеющего твердую гражданскую позицию в вопросах сохранения окружающей среды, формирование экологической культуры личности и ответственного отношения к природе, развитие индивидуальных способностей и создание условий для самореализации обучающихся в процессе природоохранной и исследовательской деятельности.

Результат программы

Личностные результаты:

·     сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

·     приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

·     сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

·     сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

·     готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

·     развитие опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

·     сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;

·     сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

 

Метапредметные результаты:

·     умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

·     самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

·     владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

·     владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

·     владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

·     владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

·     владение навыками картографической интерпретации экологических характеристик различных территорий.

 

Предметные результаты:

·     сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек–общество–природа»;

·     сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

·     владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

·     владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

·     сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

·     сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимы помещение и учебная мебель, соответствующее СанПиН, информационные ресурсы, а также следующие материалы и оборудование:

Наименование                                      Кол-во ед.
Компьютер с монитором и комплектующими-1
Программные продукты-1
Цифровой USB-микроскоп-2
Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)-2
Многофункциональный набор химической посуды-1
Чашки Петри -10-12
Прибор контроля параметров почвы (pH, влагомметр, измеритель плодородия)-2
Портативный рН-метр-1
Портативный измеритель минерализации воды-1
Портативный оксиметр-1
Портативный измеритель ОВП и температуры-1
Нитратомер-1
Бумага фильтровальная -3
Весы лабораторные электронные-1
Пипетки Пастера-10-12
Предметные стекла-10-12
Покровные стекла-10-12
Пробирки -10-12
Набор микроскопических препаратов-1
Комплект химических реактивов-3
Методические пособия (комплект)-1
Дидактические материалы (комплект)-1

Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно – телекоммуника- ционные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, Skype - общение, E-mail, облачные сервисы и т.д.)