Школьное лесничество

Любовь к Родине, родному краю не приходит сама по себе. Она развивается в процессе всей учебно – воспитательной работы с детьми. Чем больше полезного сделают дети своими руками, тем более бережно они будут относиться ко всему созданному трудом окружающих их людей. Это формирует экологическую, сознательность у обучающихся, чтобы систематизировать эту работу по изучению наших лесов создаются школьные лесничества. Школьные лесничества  призваны прививать у детей любовь к природе родного края, формировать трудовые умения и навыки в области лесоводства, лесовосстановления и лесоразведения, охраны природы и рационального природопользования, закреплять и углублять знания, осуществлять подготовку к сознательному выбору профессии.

Педагоги

Попова Надежда Владимировна

Содержание программы

Модуль I: «Юный лесовик»

Раздел 1. Введение. Организация работы 

Теория. Введение в образовательную программу. Цели и задачи изучения курса. Техника безопасности, правила поведения на занятиях. Фенологические наблюдения. Метеорологические наблюдения. Законодательная база природоохранной деятельности. Конституция Российской Федерации (ст.42, 58). Закон «Об охране окружающей среды» (ст.11).Лесной кодекс Российской Федерации.

Практика. Фенологические и метеорологические наблюдения. Входная диагностика.

 Раздел 2. Лесная таксация

Теория. Общие сведения о лесной таксации.

Практика. Инструменты и методы таксации. Определение диаметра, высоты, возраста дерева. Таксация растущего дерева. Таксация срубленного дерева. Таксация лесонасаждений. Определение прироста.

 

Модуль I: «Зеленый патруль»

Раздел 1. Введение. Организация работы 

Теория. Введение в образовательную программу. Цели и задачи изучения курса. Техника безопасности, правила поведения на занятиях. Законодательная база природоохранной деятельности. Конституция Российской Федерации (ст.42, 58). Закон «Об охране окружающей среды» (ст.11).Лесной кодекс Российской Федерации.

 

Раздел 2. Лесоведение и дендрология

Теория. Красная книга Ульяновской области. Заповедники, заказники, памятники природы. Основные древесные породы района. Ярусное строение лесных растительных сообществ. Плоды и семена деревьев и кустарников. Лесные травы и ягоды. Грибы - обязательный компонент лесного биоценоза. Разновидности мхов и лишайников в лесах. Основные правила поведения на природе.

Практика. Экологическая викторина. Выполнение творческих заданий. Участие в экологических акциях. Учет древесных насаждений. Дидактические игры. Ориентирование в лесу по местным признакам. Определение растений, грибов и мхов.

 

Раздел 3. Лес как среда обитания животных

Теория. Разнообразие условий леса для проживания животных. Птицы и лес. Мир животных леса. Мир растений. Цепи питания. Разнообразие насекомых, обитателей лесного биоценоза.

Практика. Изготовление и развешивание кормушек, скворечников. Определение животных по следам. Дидактические игры. Подготовка и участие в творческих конкурсах.

 

Раздел 4. Лес и человек

Теория. Лес как духовное и культурное достояние России. Лес и здоровье человека. Лесные пожары. Виды и классификация пожаров. Способы тушения пожаров.

Практика. Сбор лекарственных растений. Изготовления гербария. Трудовой десант. Экологическая акция. Выпуск листовок об охране леса. Дидактическая игра. Агитационная работа по предотвращению лесных пожаров. Подготовка и участие в творческих конкурсах.

Цели программы

Целью данной программы является воспитание экологически грамотного человека, любящего природу и имеющего твердую гражданскую позицию в вопросах сохранения окружающей среды, формирование экологической культурыличности и ответственного отношения к природе, развитие индивидуальных способностей и создание условий для самореализации обучающихся в процессе природоохранной и исследовательской деятельности.

Результат программы

В процессе реализации программы создаются условия для формирования универсальных учебных действий.

Предметные:

- углубление знаний обучающихся, повышение их интереса к изучению естественнонаучных дисциплин,

- овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии.

Личностные:

  - сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия:

- усовершенствование навыков работы с информацией;

- приобретение опыта проектной деятельности.

Регулятивные:

-умение ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и условия ее достижения;

- планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Познавательные:

-умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

-умение добывать, перерабатывать и представлять информацию.

Коммуникативные:

-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Показателями результативности освоения программы служит совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны обладать обучающиеся по завершении изучения программного курса. Должны знать:

      ·    правовые основы охраны природы;

·         значение леса Кузоватовского  района и в целом;

·        структуру леса;

·        основные закономерности функционирования таежных экосистем;

·        экологические группы млекопитающих и растений нашего края;

·         морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород своего края;

·        морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц;

·         основные виды лекарственных растений;

·         правила сбора лекарственных растений;

·        виды растений и животных, занесенных в Красную книгу;

·        основные правила поведения в природе;

·      правила техники безопасности при проведении практических работ;

      ·    общие понятия о лесе и лесных ресурсах.

Уметь:

      ·    пользоваться справочной, научно-популярной литературой;

·        проводить наблюдения за состоянием лесных биоценозов;

·        принимать участие в практической деятельности по восстановлению лесных биоценозов своей местности;

·        определять видовой состав флоры и фауны лесных биоценозов.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

· помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям;

· гербарии;

· плакаты, открытки, фотографии;

 · коллекции насекомых;

· компас, мерная вилка, высотомер, рулетка, меч Колесова - в лесничестве;

· фотоаппарат;

· ножовка, лопаты;

 · канцелярские принадлежности.