Шахматная азбука (Краткосрочная)

Программа направлена на всестороннее развитие личности, расширение круга общения обучающихся, реализацию способностей детей и построена на основании выводов ведущих педагогов-психологов В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина о возможностях развивающего обучения, которое стимулирует развитие разносторонних интересов и потребности в обучении.

Известно, что шахматы – это не только игра. Они помогают научиться управлять своим поведением, воспитывают самокритичность, организованность, чувство коллективизма, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, положительно влияют на развитие и совершенствование психических процессов и таких качеств, как память, внимание, восприятие, пространственное воображение, логическое мышление.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, воспитанники приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.

Шахматы могут оказать благоприятное влияние и на общее развитие детей. Безусловно, существует положительная развивающая связь шахмат со школьными предметами, прежде всего с математикой, геометрией, историей, географией, русским и иностранными языками. Например, с такими понятиями, как «центр», «квадрат», «треугольник», «горизонталь» и другими обучающиеся познакомятся на уроках шахмат раньше, чем на уроках геометрии. Сама шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет обучающемуся решать математические задачи любой сложности.

Шахматное образование включает в себя знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала обучающихся, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера и повышение уровня общей образованности детей. Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным потенциалом воспитанников: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и умения преодолевать трудности.

Педагоги

Мизюрев Анатолий Иванович

Содержание программы

1. Шахматная азбука Тема 1. Основные шахматные правила. Знакомство с шахматной доской. Правильность расположения доски по отношению к партнерам. Правила поведения во время игры. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Форма шахматной доски. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. 

II.Шахматные фигуры Тема 1. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Ценность игур. Дидактические задания и игры ”Волшебный мешочек”, ” Угадай-ка", ”Секретная фигура”, ” Угадай”, ”Что общего? ” ”Большая и маленькая". Расстановка фигур перед шахматной партией. П

III.Ходы и взятие фигур Тема 1. Ход и взятие пешкой. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход и взятие пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания ”Лабиринт”, ”Один в поле воин“.

”Атака неприятельской фигуры”, ” Двойной удар", ”Взятие", ” Защита ” , Дидактические игры ”Игра на уничтожение“ (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), ”Ограничение подвижности”. Тема 2. Ход и взятие ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьей. Дидактические задания и игры ”Лабиринт”. Тема З. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания ”Лабиринт”, ”Перехитри часовых", ”Один в поле воин“ ”Кратчайший путь“ , ” Захват контрольного поля' ”Защита контрольного поля”, ”Игра на уничтожение“ (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), ”Ограничение подвижности”. Дидактические задания ”Перехитри часовых”, ”Сними часовых”, ”Атака неприятельской фигуры”, ” Двойной удар”, ”Взятие”, ”Защита”, ”Выиграй фигуру". Термин ”стоять под боем”. Дидактические игры ”Захват контрольного поля“, ”Защита контрольного поля", ”Игра на уничтожение“ (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), ” Ограничение подвижности". Тема 4. Место ферзя в начальном положении. Ход и взятие ферзя. Ферзь тяжелая фигура. 

Тема 5. Место коня в начальном положении. Ход и взятие коня. Конь —легкая фигура. Тема 6. Дидактические задания ”Перехитри часовых", ”Сними часовых“, ”Атака неприятельской фигуры”, ” Двойной удар“, ”Взятие”, ”Защита”, ”Выиграй фигуру". Дидактические игры ”Захват контрольного поля”, ”Игра на уничтожение“ (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), ”Ограничение подвижности”. Тема 7. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Тема 8. Дидактические задания ”Перехитри часовых", ”Сними часовых”, ”Атака неприятельской фигуры'

” Двойной удар”, ”Взятие”. Тема 9. Повторение пройденного материала.

IV.   Цель шахматной партии Тема 1. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания ”Шах или не шах“, ”Поставь шах”, ”Пять шахов”, ”Защита от шаха", ” Дай открытый шах", ” Дай двойной шах". Дидактическая игра ”Первый шах”. Тема 2. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание ”Мат или не мат". Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание ”Мат

в один ход”. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание ” Дай мат в один ход". Тема З. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание ”Пат или не пат”. Тема 4. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание ”Рокировка”. Безопасное положение короля. Дидактические задания ”Можно ли сделать рокировку?“ ”В какую сторону можно рокировать?“ ”Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, ”Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируются?“ Тема 5.Повторение пройденного материала.

V. Техника матования Тема 1. Две ладьи против короля.Дидактические задания ”Шах или мат”, ”Мат в 1 ход”, ”На крайнюю линию”, ”Ограниченный король”, ”Мат в 2 хода”. Игровая практика. Ферзь и ладья  против короля. Дидактические задания ”Шах или мат”, ”Мат или пат”, ”Мат в 1 ход”, ”На крайнюю линию”, ”Ограниченный король”, ”Мат в 2 хода”. Игровая практика. Тема 2. Ферзь и король против короля. Дидактические задания ”Шах или мат”, ”Мат или пат”, ”Мат в 1 ход”, угол”. Тема 3. Повторение пройденного материала.

VI.  Игра всеми фигурами из начального положения Тема 1. Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра “ Два хода“. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Повторение пройденного материала.

VII. Итоговая турниры Игровая практика.

Цели программы

Используя богатые игровые ресурсы шахмат, на первый план выдвигаются следующие цели:

- организовать полноценный досуг обучающихся через обучение игре в шахматы;

- заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представления об окружающем мире;

- развить личность ребенка и его творческие способности;

- приобщить школьников к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту.

Результат программы

К концу обучения, обучающиеся должны знать:

- шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги и др.;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, король, ферзь, конь, пешка;

- ходы: шах и рокировка, нападение, взятие, в том числе и взятие на проходе;

- названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

- цель игры: мат, пат, ничья;

- приемы и способы матования одинокого короля;

- определенные первичные знания по пешечным окончаниям.

К концу обучения, обучающиеся должны уметь:

- правильно называть фигуры, поля и расставлять фигуры на доске;

- правильно размещать доску и расставлять фигуры на ней;

- играть на турнирах без нарушения правил.

Обучающие игры: «морской бой», «скачем на коне», «до первого шаха» (из начального положения), «двухходовка» и другие.

Шахматные игры: «дай пять шахов», угадай-ка.

 

Материально-техническая база

Место и оборудование для занятий

- светлое помещение площадью 40 кв. м с большими окнами,

- наличие дополнительного освещения для вечерних занятий,

- удобные столы и стулья,

- школьная доска для записей учителя,

- шкаф для хранения шахмат, часов, книг и бланков,

- демонстрационная шахматная доска,

- шахматы и доски,

- шахматные часы.

Для занятий от преподавателя требуются:

- библиотека необходимой литературы, шахматные справочники и книги,

- наглядная агитация,

- бланки для записи партий,

- турнирные таблицы.

Для реализации программы от обучающегося необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

- чистая тетрадь в клеточку,

- блокноты шахматиста для записи партий,

- ручка, карандаш,

- шахматы (для домашних самостоятельных занятий).