Школа туриста (Умные каникулы)

Сейчас, в современном мире, определилась весьма актуальная задача формирования умения детей и подростков действовать в повседневной жизни, соответствовать её требованиям и изменениям, сохранять высокий уровень мыслительной деятельности и адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных, в том числе и экстремальных, ситуациях.

Туризм  воспитывают активных борцов, умеющих работать в коллективе и умеющих делать многое. Творческое начало проявляется сначала только в учебе. Стремление к совершенствованию дополняется желанием узнать побольше из того, что никому неизвестно, сделать что-то новое и полезное не только для себя, но и для других. Туризм становится дня человека ареной творчества. Формы рельефа и их изменчивость, узлы для связывания веревок и закономерности страховочной цепи, приемы обеспечения безопасности в походах - эти и многие другие сведения и понятия должны быть закреплены в определенной системе. Задача обучения - не только снабдить участника набором сведений, но и показать их взаимосвязь и научить ими пользоваться.

Педагоги

Пуговкин Валерий Иванович - педагог дополнительного образования

Содержание программы

1 занятие ( 2 часа)

Тема: «Введение. С рюкзаком по белу свету» (виды туризма и их особенности).

Теория: Беседа о туризме, о работе детского объединения. Значение туризма для человека. Виды туризма: пешеходный, горный, водный, спелеотуризм, велотуризм, альпинизм, спортивное ориентирование.

Практика: Квест-игра «С рюкзаком по белу свету».

Контроль: тест-анкета.

2 занятие (2 часа)

Тема: Виды и способы ориентирования.

Теория: Назначение сторон горизонта. Характеристика определения сторон горизонта без компаса (по природным объектам, местным предметам, часам, солнцу, луне, Полярной звезде).

Практика: Игры на запоминание сторон горизонта. Определение сторон горизонта по природным объектам, местным предметам, часам, солнцу, луне, Полярной звезде в условиях парка (леса).

Контроль: беседа, тестирование.

 

3 занятие (2 часа)

Тема 3: Туристская полоса препятствий.

Теория: Естественные и искусственные препятствия. Способы преодоления естественных препятствий без снаряжения и с использованием снаряжения (веревки). Организация движения группы по пересеченной и залесенной местности, преодоление простых водных преград, преодоление крутых склонов, движение вдоль шоссе и по дорогам (тропам), спуски и подъемы, траверсы склонов «серпантином».

Практика: Ознакомление с различными вариантами работы и взаимодействия на этапах: переправа через болото по кочкам; подъем, траверс.

Контроль: беседа, тестирование.

 

4 занятие. (2 часа)

Тема: Бивак. Бивачные работы.

Теория: Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам (наличие дров и источника питьевой воды, безопасность, эстетичность).

Практика: Планирование и организация бивака на местности во время туристской прогулки. Организация бивачных работ.

Контроль: беседа, тестирование.

Цели программы

овладение комплексом знаний, умений, навыков начальной туристско-краеведческой подготовки.

Результат программы

Личностные:

·                   принятие принципов здорового образа жизни;

·                   стремление к позитивному общению друг с другом;

·                                                     формирование экологической грамотности, бережного и грамотного отношения к природе, памятникам истории и культуры;

·                             формирование таких качеств как дисциплинированность и активность, взаимопомощь, взаимовыручка;

·                   любовь к малой Родине.

Метапредметные:

·                   умение выполнять правила личной гигиены;

·                   умение работать в команде;

·                   умение организовывать свою деятельность.

Предметные:

·                   представление об основах туризма;

·                   владение правилами техники безопасности, организации быта в походах;

·                   умение ориентироваться по компасу, часам, местным предметам;

·                   умение пользоваться топографической картой, определять азимут;

·                   пользоваться топографическими знаками, применяемыми на местности;

·                     преодолевать естественные препятствия на пути;

·                             умение одеваться, обуваться и снаряжаться для походов в зависимости от сезона и способа передвижения;

·                     укладывать рюкзак;

умение разжигать костер, приготовление пищи на костре.

Особые условия проведения

Группа обучающихся 12- 15 лет до 20 человек.

Материально-техническая база

·                        для проведения теоретических занятий используется учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;

·                        столы, стулья, школьная доска, мультимедийный проектор, ноутбук;

·                        практические занятия на местности происходит на спортивной площадке;

·                        коврики туристические;

·                        палатка;

·                        котелок;

·                        рюкзак;

·                        спальник.