На книжной полке (Умные каникулы)

Программа «На книжной полке» является дополнительной общеразвивающей образовательной программой социально-гуманитарной направленности и предполагает раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения через совершенствование информационной компетентности.

Как способ углубления и дополнения летнего отдыха детей, в Ульяновской области летом стартует проект «Умные каникулы». Он позволит каждому ребёнку во время отдыха в лагере попробовать себя по разным творческим направлениям.

Информационная грамотность детей является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Информационная компетентность характеризуется как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации для саморазвития и самосовершенствования.

 Информационные компетенции включают в себя: 

-         владение навыками работы с различными источниками информации;

-         умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных и жизненных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

-         умение ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; осознанно воспринимать информацию.

Для развития формирования информационной компетентности у младших школьников в режиме лагеря дневного пребывания планируется реализация модели развития, в которой выделяются четыре этапа:

Подготовительный этап

Задачи этапа

-       Создание творческой группы по проектированию разработке идеи смены «На книжной полке»; определение целей и задач, разработка общелагерных и отрядных творческих дел;

-       Изучение литературы по теме смены;

-       Изучение методической литературы по инновационным технологиям в сфере организации летнего отдыха;

-       Формирование инструкторского отряда и его подготовка к предстоящей смене;

-       Разработка музыкального и художественного оформления смены.

Ожидаемые результаты этапа:

-       Разработка идей смены, творческих мероприятий;

-       Формирование команды единомышленников для реализации идей смены;

-       Разработка методических пособий, отражающих основные требования, предъявляемые автором программы к педагогическому коллективу лагеря

Организационный этап. Запуск игровой модели

Задачи этапа

-       Прием детей, распределение по отрядам с учетом возрастных категорий, знакомство с лагерем;

-       Закладка основ временного детского коллектива. Знакомство с правилами жизнедеятельности, законами, лагеря.

-       Формирование органов самоуправления. Выявление лидеров. Открытие смены.

-       Организация жизнедеятельности лагеря;

-       Вовлечение воспитанников в сюжетно – ролевую игру «На книжной полке»

-       Обустройство и оформление отрядных мест;

-       Корректировка плана смены.

Ожидаемые результаты этапа:

-       Организация жизнедеятельности лагеря;

-       Введение участников программы в сюжет смены;

-       Определение программы деятельности в отрядах.

Педагоги

Старостина Нина Николаевна

Содержание программы

Модель тематической сюжетно – ролевой игры

Последовательность реализации сюжетно-ролевой игры.

Содержание работы лагеря – пополнение книжной полки, создание собственной книги о том, как мы прожили первый месяц лета; в ней будут отражаться все наши мероприятия и дела.  В начале работы перед участниками   ставится цель – создать книгу, красивую, яркую, с интересным содержанием, которую будет нескучно читать и рассматривать. Каждый день, проведенный в лагере –  это страница книги. Каждый ребенок может стать героем этой книги. При этом никто из детей не остается без внимания.

Лагерь превращается в книжное издательство, все дети становятся коллективом книжного издательства.

Издатель – начальник лагеря.

Главный редактор – воспитатель отряда

Корректор – воспитатель отряда

Отряды – книжные издательства

 

Детское самоуправление

В каждом отряде на организационных сборах в начале работы летнего оздоровительного лагеря выбираются Редактор и сотрудники по направлениям:

Редактор – руководит работой отряда, представляет свой отряд на совете книголюбов.

Спортивный редактор – ответственный за здоровый образ жизни, зарядку, участие в спортивных мероприятиях и санитарное состояние своего издательства.

Досуговый редактор – ответственный за организацию игр и подготовку коллективных творческих дел (КТД).

Художник – ответственный за оформление отрядного уголка и страниц книги.

Журналист – ответственный за фотоотчеты, статьи и рассказы для создания книги.

Сменяемость актива происходит еженедельно, что позволяет учить детей не только управлять, но и уметь подчиняться.

Система стимулирования.

В начале сезона каждому ребенку лагеря выдается специально разработанный формуляр, в котором будут в течение сезона фиксироваться личные результаты его участия в мероприятиях и посещения кружков.

По итогу сезона будет проведено награждение по номинациям, детям будут вручены грамоты, призы и медали в виде открытой книги.

 

Условия организации образовательного процесса.

 

Обеспечение организационных условий – создание творческой группы детей по реализации программы.

Обеспечение информационных условий – сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации программы.

Обеспечение мотивационных условий - действия, призванные сформировать заинтересованность детей в деятельности лагеря дневного пребывания.

Обеспечение нормативно-правовых условий – подготовка документов регламентирующего характера.

Обеспечение научно-методических условий – создание различных методических памяток и рекомендаций для педагогов и воспитателей.

 

Методические ресурсы - для реализации целей программы используются различные формы и методы ее реализации, направленные на просвещение, расширение кругозора детей, формирование у них здорового образа жизни, обогащение творческого воображения, мышления, развитие увлеченности творческой и познавательной деятельностью.

Программно-методическое обеспечение смены включает в себя следующие составляющие:

-       дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «На книжной полке», посвященная году Книги;

-       план-сетка мероприятий смены – сюжетно-ролевой игры «На книжной полке»;

-       планы работы отрядов;

-       план работы воспитателей;

-       программы работы ОГБН ОО «ДТДМ», ОГБФСУ «Спортивная школа национальных неолимпийских видов спорта»;

-       план физкультурно-оздоровительной работы и массовых мероприятий;

-       комплект информационно-методических материалов: методических разработок, сценариев, рекомендаций, публикаций и др. по тематике смены;

-       должностные инструкции педагогического персонала.

Кадровые ресурсы – педагоги и воспитатели, имеющие педагогическое образование.

Наличие у педагогов и воспитателей педагогических компетенций – владение педагогами технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей детей.

Материально-технические ресурсы: наличие приспособленной базы (площадей лицея) на 160 детей. Наличие техники: телевизор, компьютер, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, канцелярские товары, материал для декоративно-прикладного творчества, настольные игры, спортинвентарь.

 

Принципы реализации программы и формы организации занятий.

 

 

Цели программы

Организация отдыха, оздоровления и занятости учащихся школы через сюжетно - ролевую игру «На книжной полке», сформировать у детей потребность обращаться к книге и другим источникам информации не только как к инструменту для успешной учебы и самообразования, но и как к источнику духовных, общекультурных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.

Результат программы

-       иметь представление об исследовательской работе, сборе и обработке информации, о публичном выступлении;

-       уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

-       использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности;

-       формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно;

-       владеть навыками поиска информации для исследования истории и культуры малой Родины.

-       формирование у детей мотивации к обучению;

-       воспитание самоорганизации и саморазвития;

-       развитие познавательных навыков детей;

-       понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного   поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

-       учёт выделенных педагогом ориентиров действий в сотрудничестве с педагогом;

-       планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и   условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-       осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

-       умение учиться навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;

-       умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

-       умение осуществлять поиск необходимой информации   для   выполнения   заданий   с использованием литературы;

-       умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

-       умение выделять существенную информацию из текстов разных видов.

-       умение формулировать собственное мнение и позицию;

-       умение толерантно относиться к людям с различными точками зрения;

-       ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-       понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

2. Для педагогов:

-       раскрытие творческого потенциала педагога в дополнительном образовательно-оздоровительном пространстве.

3. Для родителей:

-       организованная, целенаправленная занятость детей в летний период.