Краеведение (Новые места)

 

       Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.

Программу отличает своевременность предлагаемого материала. Сочетание теоретического и практического курса обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию ребят.

Педагоги

Кирилина Ирина Александровна - руководитель школьного историко-краеведческого музея

Содержание программы

Программа рассчитана на один год обучения, состоит из двух модулей. Каждый модуль состоит из тематически самостоятельных и, в то же время, взаимодополняющих модулей.

Содержание учебного плана Модуля № 1

1.Вводное занятие.  Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.

Практика: основные требования к правилам внутреннего распорядка и их выполнение.

2. Этнография. Положение относительно реки Гуща, областного и районного центров. Окрестности –реки, болота, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания. Административное положение Майнского района со времен появления (уезд, губерния, волость) и все последующие изменения.

3. История моей Родины

История возникновения  Майнского района, поселка Игнатовка. Название поселка Игнатовка; версии происхождения. Обстоятельства, дата основания или первого упоминания о поселке. Части поселка, их названия, происхождение названий.

 
Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии.

Практика: основные требования  к сбору материала

Особенности быта, традиций. Исторические памятники на территории Игнатовского поселения – старые постройки, часовня, церкви. 

История поселка на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние)

«Не позволяй душе лениться». Люди села. Революция 1917 г, НЭП, коллективизация, репрессии, стихийные наводнения, голод.

Ими  гордится наш район.

О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах. История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования. Сведения из истории, современное состояние. Предприятия. История организаций и учреждений. История совета поселка. Дом культуры. Детский Практика: Экскурсионная работа в музее, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров  устных журналов перед учащимися и жителями поселка.

Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных,  областных краеведческих  мероприятиях.

сад. Почта. Медпункт. Сбор материала. Социальный практикум.

 

Содержание учебного плана Модуля № 2:

 

Район и село в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Знакомство с имеющимися материалами в школьном музее, их анализ.                                      Сбор материала «Дети войны». Знакомство с книгой “Памяти”.  Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.  

                                                                                                                                              Война в судьбе моей семьи.

Благоустройство памятника воинской славы. Участие в акции «Аллея Памяти».

Практика: Экскурсионная работа в музее, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров  устных журналов перед учащимися и жителями поселка.

Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных,  областных краеведческих  мероприятиях.

 

Цели программы

Познакомить учащихся с историко-культурным наследием своего села; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Результат программы

Личностные результаты:

- готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно – смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие и личностные, социальные компетентности, личностные качества;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей родине, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

 - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

Метапредметные результаты:

 - способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

 -  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

 - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- формирование коммуникативных навыков.

Предметные  результаты:

 -  умение наблюдать, фиксировать, исследовать (сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

 - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  - понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

 - понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

- интерес к познанию мира природы;

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение- наличие учебного кабинета, отвечающего современным    требованиям к учебному кабинету, оснащение ПК и оборудованием.

Информационное обеспечение: интернет – источники, методические разработки