Юные туристы

Программа кружка рассчитана на учащихся 6-11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи.

Педагоги

Сиплатов Евгений Вячеславович, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Содержание учебного плана

 

1. Вводное занятие. Введение (4 ч).
1)Теория. Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе Поведение возле костра и за столом. ( Беседа, инструктаж) 2ч

2)Теория. Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе. ( Беседа, инструктаж) 2ч
2. Краеведение. (12 ч).
1)Теория.Рельеф и климатические особенности родного края.

(Беседа, презентация) 2ч

2)Теория.Животный и растительный мир родного края. История родного края.

(Беседа, презентация) 2ч

3)Теория. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала (Беседа) 2ч

4)Практика. Презентация краеведческого материала.

(Создание презентации) 2ч

5)Практика. Краеведческая викторина.

(Интеллектуально-игровая программа) 2ч

6)Практика. Проведение фотовыставки «Знай родной край!» 2ч
3. Топография.( 12 ч).1)

Теория.Топографическая карта. Топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. (Беседа Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Масштаб линейный и численный. Схема маршрута. Легенда туристского маршрута. Пользование картой (схемой) в походе. )2ч

2)Практика. Рисование топознаков. (Изготовление таблицы или отдельных карточек топографических знаков.) 2ч

3)Практика.Топографические игры. ("Путешествия по карте"(.2ч

4)Практика. Изображение высоты местности с помощью горизонталей.

(Отработка теоретических знаний, самостоятельная работа) 2ч

5)Практика. Определение крутизны склона и его высоты.( Глазомерная съемка участка маршрута.) 2ч

6)Практика. Топографическая съемка местности.

(Отработка теоретических знаний, самостоятельная работа) 2ч
4. Туристские узлы (12 ч).

1)Теория.Узлы, их назначение и применение в походе.

(Ознакомление с основными туристскими узлами ) 2ч

2)Практика. Узлы: двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, прямой, проводник. (Вязание узлов по их назначению. ) 2ч

3)Практика. Узлы: схватывающий, грейпвайн, шкотовый, брам-шкотовый. Отработка навыков завязывания туристских узлов

(Вязание узлов по их назначению. ) 2ч

4)Практика. Узлы: булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн, шкотовый, брамшкотовый. (Вязание узлов по их назначению. ) 2ч

5)Практика. Отработка навыков завязывания туристских узлов.

(Вязание узлов по их назначению. ) 2ч

6)Практика. Закрепление изученного материала

(Вязание узлов по их назначению. ) 2ч
5.Спортивное туристское многоборье (28 ч).

1)Теория. Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком.

(Беседа. Назначение и применение спортивного снаряжения в походе.)2ч

2)Практика. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по кочкам и гарям. (Отработка туристских навыков в походе)2ч

3)Практика. Спуск с крутого склона при помощи веревки.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

4)Практика. Переправа по бревну. (Отработка туристских навыков в походе)2ч

5)Практика. Переправа по параллельно натянутым веревкам.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

6)Практика. Переправа по параллельно натянутым веревкам.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

7)Практика. Переправа при помощи горизонтального маятника.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

8)Практика. Переправа при помощи вертикального маятника.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

9)Практика. Переправа при помощи вертикального маятника.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

10)Практика. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий. (Отработка туристских навыков в походе)2ч

11)Практика. Подъем по склону по судейским перилам с самостраховкой.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

12)Практика. Подъем по склону по судейским перилам с самостраховкой.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

13)Практика. Навесная переправа. Переправы с самонаведением и снятием перил.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

14)Практика. Закрепление изученного материала (Спортивные соревнования)2ч
6. Спортивное ориентирование.(30 ч).
1)Теория. Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. (Беседа с приглашением школьной медицинской сестры. Презентация )2ч

2)Практика. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша.2ч

3)Практика. Спортивный компас. Определение сторон горизонта по компасу. 2ч

(Устройство компаса. Правила обращения с ним. Ориентирование. Визирование. Азимут. Определение азимута..) 2ч

4) Практика. Движение по азимуту(Отработка туристских навыков в походе)2ч

5)Практика. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

6)Практика. Спортивные карты. (Работа с картами различного масштаба; определение расстояния по карте; копирование участков маршрута на кальку. Чтение топографической карты)2ч

7)Практика. Технические приемы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. (Отработка туристских навыков в походе)2ч

8)Практика. Тренировки по спортивному ориентированию.

(Прохождение маршрута ориентирования по легенде.) 2ч

9)Практика. Тренировки по спортивному ориентированию.

(Прохождение маршрута ориентирования по легенде.) 2ч

10)Практика. Тренировки по спортивному ориентированию.

(Прохождение маршрута ориентирования по легенде.) 2ч

11)Практика. Соревнования по спортивному ориентированию.

(Участие в спортивных соревнованиях ) 2ч

12)Практика. Соревнования по спортивному ориентированию.

(Участие в спортивных соревнованиях ) 2ч

13)Практика. Соревнования по спортивному ориентированию.

(Участие в спортивных соревнованиях ) 2ч

14)Практика. Соревнования по спортивному ориентированию.

(Участие в спортивных соревнованиях ) 2ч

15)Практика. Соревнования по спортивному ориентированию.

(Участие в спортивных соревнованиях ) 2ч
7. Туристская стенгазета. (4 ч).

1)Практика. Виды газет, работа редколлегии, название, газетные рубрики и заголовки, верстка и оформление. Выбор названия для туристской газеты.(Плакаты, Боевые листы, молнии, электронные газеты. Выпуск газеты в бумажном виде)2ч

2)Практика. Выпуск и презентация электронной газеты, посвященного экологическим проблемам села. ( Создание газеты в электонном виде. Работа в компьютерном классе)2ч

8. Спортивные походы.(26 ч).

1)Теория. Совместная подготовка к походам, составление маршрута походов

(Детальная разработка маршрута путешествия, графика и плана работы, изготовление картосхем маршрута) 2ч

2) Практика. Проведение похода с целью отработки навыков ориентирования

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

3) Практика. Совместная подготовка и проведение похода, техники пешеходного туризма. (Отработка туристских навыков в походе)2ч

4) Практика. Сбор краеведческого материала в походе

(встреча с тружениками тыла)2ч

5) Практика. Установка палатки в походе

(Устройство палаток. Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы)2ч

6) Практика. Установка палатки в походе

(Устройство палаток. Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы)2ч

7) Практика. Поход выходного дня. Различные виды укрытий в походе

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

8) Практика. Техника разжигания костра в походе

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

9) Практика. Техника разжигания костра в походе

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

10) Практика. Пешеходный поход. Ориентирование на маршруте.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

11) Практика. Пешеходный поход.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

12) Практика. Подготовка технического и краеведческого описания маршрута

(Отработка туристских навыков в походе)2ч
13) Практика. Подготовка и проведение похода по местам боевой славы.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

9. Природоохранные акции (12ч)
1) Практика. Анкетный опрос школьников и их родителей об экологических проблемах села.(Составление анкеты, проведение анкетирования) 2ч

2) Практика. Проведение природоохранных мероприятий на улицах, на территории села.( Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и специальной одежды. Уборка территории поселка, школы, обелиска)2ч

3) Практика. Проведение природоохранных мероприятий вдоль залива. (Очистка берега залива от мусора)2ч

4) Практика. Очистка родника.(Благоустройство родника "Полевой")2ч

5) Практика Очистка родника. (Благоустройство родника "Полевой")2ч

6) Практика. Подведение итогов: выступление перед учащимися начальных классов с презентацией о проведенных природоохранных мероприятиях.(Проведение экологической конференции)2ч

10.Подведение итогов (4ч)
1)Теория. Подготовка фотоотчета.

(Подготовка выставки о работе кружка для школы)2ч
2)Теория. Подведение итогов походной деятельности. (Подведение итогов за год. Оформление документации. Награждение. Индивидуальные рекомендации.)2ч

Цели программы

Физическое воспитание детей, привитие любви к труду и умения трудиться, приобретение ребятами необходимых военно-прикладных навыков.

Результат программы

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

По завершении обучения обучающиеся должны знать:

-правила техники безопасности;

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- туристскую терминологию;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и

доврачебной медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

уметь:

-соблюдать правила техники безопасности;

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по

спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую

помощь;

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе

группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или

искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и

участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному

ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или

слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать

пострадавшего.

Особые условия проведения

Хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом

Материально-техническая база

- пришкольная территория;

- спортивный зал;

- раздевалки – 1 шт;

- компьютер/планшетный-компьютер – 1 шт;

- проектор – 1 шт;

- веревка 60м. диаметр 10мм – 2 шт.

- обвязка нижняя −15 шт.

- карабины – 4шт.

- оборудование для КП –4 шт.

- походная медицинская аптечка –1 шт.

- компас –5 шт.

- карта пришкольной территории – 15 шт.

- шлем – 5 шт.

- палатка 4-х местная- 2 шт.

Занятия проводятся на базе МОУ Цильнинская средняя школа в спортивном зале и на местности. Используется снаряжение и оборудование, имеющееся в школе и у участников кружка.