ДОП Основы композиции

Основы композиции в изобразительном искусстве – это учебная дисциплина, направленная на развитие творческой фантазии и образного мышления, а также на изучение архитектоники и колористики сюжетной станковой картины, книжной иллюстрации и условной декоративной композиции.

Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Порой словом «композиция» называют картину как таковую – как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.

В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Педагоги

Пушкарёва Ольга Сергеевна, преподаватель художественного отделения, квалификационная категория - соответствие

Содержание программы

Первый класс

Основы изобразительного искусства и рисования – 1 час в неделю

Основы живописи в изобразительном искусстве – 1 час в неделю

Лепка – 1 час в неделю

Декоративно-прикладная композиция – 1 час в неделю

Второй класс

Основы изобразительного искусства и рисования – 1 час в неделю

Основы живописи в изобразительном искусстве – 1 час в неделю

Лепка – 1 час в неделю

Декоративно-прикладная композиция – 1 час в неделю

Третий класс

Основы изобразительного искусства и рисования – 1 час в неделю

Основы живописи в изобразительном искусстве – 1 час в неделю

Лепка – 1 час в неделю

Декоративно-прикладная композиция – 1 час в неделю

Основы композиции – 1 час в неделю

Беседы об искусстве – 1 час

Четвертый класс

Основы изобразительного искусства и рисования – 2 часа в неделю

Основы живописи в изобразительном искусстве – 2 часа в неделю

Декоративно-прикладная композиция – 1 час в неделю

Основы композиции – 1 час в неделю

Беседы об искусстве – 1 час в неделю

Пятый класс

Основы изобразительного искусства и рисования – 2 часа в неделю

Основы живописи в изобразительном искусстве – 2 часа в неделю

Декоративно-прикладная композиция – 1 час в неделю

Основы композиции – 1 час в неделю

Беседы об искусстве – 1 час в неделю

Цели программы

Необходимо развивать у учащихся любовь и интерес ко всем видам изобразительного искусства, воспитывать у них реалистическое восприятие действительности, подготовка наиболее одаренных учащихся к продолжению профессионально – художественного образования.

Результат программы

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Композиция»:

1)    знание основных элементов композиции, закономерностей построения  художественной формы;

2)    знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

3)    умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;

4)    умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

5)    умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

6)    навыки работы по композиции

Особые условия проведения

Учебные занятия по учебному предмету «Основы композиции» проводятся в форме аудиторных занятий,самостоятельной (внеаудиторной) работы. Занятия по учебному предмету осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Для работы на уроке необходимы следующие материалы:

1) Альбом, папка для черчения и/или акварели– формат А3, А4;

2) Набор чернографитных карандашей разной жесткости (2 М, М,ТМ, Т, 2Т), пастель, уголь, лайнеры, гелевые ручки, цветные акварельные карандаши, краски акварельные, гуашевые, и т.д.

3) Ластики

Правила поведения обучающихся на уроке

Первое требование в кабинете – соблюдение техники безопасности.

1. В кабинет входить только с разрешения учителя. Обучающиеся должны входить в кабинет в сменной обуви и без верхней одежды.

2. Обучающиеся должны входить в класс спокойно, не толкаясь, соблюдая порядок.

3. Нельзя в кабинете без разрешения трогать ни один прибор, открывать шкафы, трогать аппаратуру.

Два других требования в кабинете – дисциплина и чистота.

1. Запрещается приносить в кабинет вещи, не предназначенные для учебы. Запрещается пользоваться сотовым телефоном, либо в случае острой необходимости.

2. Жвачка, какой бы вкусной она ни казалась, категорически запрещена для использования в кабинете, как на уроке, так и на перемене.

3. Соблюдать гигиену. Мыть руки перед занятием и, соответственно, после него.

4. Стараться правильно организовывать свое рабочее место, чтобы н парте не было ничего лишнего, отвлекающего. Аккуратно пользоваться художественно-изобразительными материалами, клеями и прочими инструментами во время выполнения работы.

5. Не отвлекать соседа по парте, не размахивать карандашами, кистями с краской, ножницами, красящими веществами.

6. Соблюдать чистоту по окончании занятия – незадолго до завершения, сложить материалы в рабочую папку; вылить воду из стакана, помыть его и палитру, убрать в предназначенное им место. Вытереть влажной тряпкой свое рабочее место.

Материально-техническая база

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:

объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);

игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).

Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.