ДОП Декоративно-прикладное искусство

Программа учебного предмета «Декоративно-прикладная композиция" разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ

Учебный предмет «Декоративно-прикладная композиция» является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

 

Педагоги

Пушкарёва Ольга Сергеевна, преподаватель художественного отделения, квалификационная категория – соответствие

Содержание программы

 Первый класс

Основы изобразительного искусства и рисования – 1 час в неделю

Основы живописи в изобразительном искусстве – 1 час в неделю

Лепка – 1 час в неделю

Декоративно-прикладная композиция – 1 час в неделю

Второй класс

Основы изобразительного искусства и рисования – 1 час в неделю

Основы живописи в изобразительном искусстве – 1 час в неделю

Лепка – 1 час в неделю

Декоративно-прикладная композиция – 1 час в неделю

Третий класс

Основы изобразительного искусства и рисования – 1 час в неделю

Основы живописи в изобразительном искусстве – 1 час в неделю

Лепка – 1 час в неделю

Декоративно-прикладная композиция – 1 час в неделю

Основы композиции – 1 час в неделю

Беседы об искусстве – 1 час

Четвертый класс

Основы изобразительного искусства и рисования – 2 часа в неделю

Основы живописи в изобразительном искусстве – 2 часа в неделю

Декоративно-прикладная композиция – 1 час в неделю

Основы композиции – 1 час в неделю

Беседы об искусстве – 1 час в неделю

Пятый класс

Основы изобразительного искусства и рисования – 2 часа в неделю

Основы живописи в изобразительном искусстве – 2 часа в неделю

Декоративно-прикладная композиция – 1 час в неделю

Основы композиции – 1 час в неделю

Беседы об искусстве – 1 час в неделю

Цели программы

Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте; формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества; формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.

Результат программы

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Декоративно-прикладное искусство».

1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.

2.Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.

3.Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).

4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.

5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.

6. Умение работать с различными материалами.

7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.

8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.

9. Навыки заполнения объемной формы узором.

10.Навыки ритмического заполнения поверхности.

11.Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного
изображения.

12.Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.

13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.

15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

 

Особые условия проведения

Учебные занятия по учебному предмету «Основы изобразительного искусства и рисования» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы. Занятия по учебному предмету осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Для работы на уроке необходимы следующие материалы:

1) Цветная бумага, цветной картон, салфетки для декупажа, ткани, и т.д.;

2). Клей ПВА, Клей силиконовый, акриловый, и т.д., ножницы, карандаши, обводки, резервирующие составы, лаки глянцевые, матовые и т.д.;

Правила поведения обучающихся на уроке

Первое требование в кабинете – соблюдение техники безопасности.

1. В кабинет входить только с разрешения учителя. Обучающиеся должны входить в кабинет в сменной обуви и без верхней одежды.

2. Обучающиеся должны входить в класс спокойно, не толкаясь, соблюдая порядок.

3. Нельзя в кабинете без разрешения трогать ни один прибор, открывать шкафы, трогать аппаратуру.

Два других требования в кабинете – дисциплина и чистота.

1. Запрещается приносить в кабинет вещи, не предназначенные для учебы. Запрещается пользоваться сотовым телефоном, либо в случае острой необходимости.

2. Жвачка, какой бы вкусной она ни казалась, категорически запрещена для использования в кабинете, как на уроке, так и на перемене.

3. Соблюдать гигиену. Мыть руки перед занятием и, соответственно, после него.

4. Стараться правильно организовывать свое рабочее место, чтобы н парте не было ничего лишнего, отвлекающего. Аккуратно пользоваться художественно-изобразительными материалами, клеями и прочими инструментами во время выполнения работы.

5. Не отвлекать соседа по парте, не размахивать карандашами, кистями с краской, ножницами, красящими веществами.

6. Соблюдать чистоту по окончании занятия – незадолго до завершения, сложить материалы в рабочую папку; вылить воду из стакана, помыть его и палитру, убрать в предназначенное им место. Вытереть влажной тряпкой свое рабочее место.

 

Материально-техническая база

Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.

Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий:

- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;

- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и

образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий».