ДПОП Рисунок

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом.В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая»дополняют друг друга, изучаютсявзаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.

Учебный предмет «Рисунок» – это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

Педагоги

Пушкарёва Ольга Сергеевна, преподаватель художественного отделения, квалификационная категория – соответствие

Содержание программы

При реализации программы «Рисунок» с 5(6)-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-3 классах – три часа, в 4-5 классах – 4 часа, в 6 классе – 3 часа; самостоятельная работа в 1-2 классах – 2 часа, в 3-6 классах – 3 часа.

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 5 лет составляет 990 часов, в том числе аудиторные занятия – 561 час, самостоятельная работа – 429 часов.

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 6 лет составляет 1188 часов, в том числе аудиторные занятия – 660 часов, самостоятельная работа – 528 часа.

Цели программы

Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Результат программы

Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

·          знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;

·     знание законов перспективы;

·     умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;

·     умение моделировать форму сложных предметов тоном;

·     умение последовательно вести длительную постановку;

·     умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

·     умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

·     навыки владения линией, штрихом, пятном;

·     навыки выполнения линейного и живописного рисунка;

·     навыки передачи фактуры и материала предмета;

·     навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

Особые условия проведения

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.

Виды и формы промежуточной аттестации:

· Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

· экзамен – творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Промежуточная аттестация проводитсяв счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работобучающихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Для работы на уроке необходимы следующие материалы:

1) Альбом, папка для черчения – формат А3, А4;

2) Набор чернографитных карандашей разной жесткости (2 М, М,ТМ, Т, 2Т), пастель, уголь, лайнеры, гелевые ручки, цветные акварельные карандаши, и т.д.

3) Ластики, точилка

Правила поведения обучающихся на уроке

Первое требование в кабинете – соблюдение техники безопасности.

1. В кабинет входить только с разрешения учителя. Обучающиеся должны входить в кабинет в сменной обуви и без верхней одежды.

2. Обучающиеся должны входить в класс спокойно, не толкаясь, соблюдая порядок.

3. Нельзя в кабинете без разрешения трогать ни один прибор, открывать шкафы, трогать аппаратуру.

Два других требования в кабинете – дисциплина и чистота.

1. Запрещается приносить в кабинет вещи, не предназначенные для учебы. Запрещается пользоваться сотовым телефоном, либо в случае острой необходимости.

2. Жвачка, какой бы вкусной она ни казалась, категорически запрещена для использования в кабинете, как на уроке, так и на перемене.

3. Соблюдать гигиену. Мыть руки перед занятием и, соответственно, после него.

4. Стараться правильно организовывать свое рабочее место, чтобы н парте не было ничего лишнего, отвлекающего. Аккуратно пользоваться художественно-изобразительными материалами, клеями и прочими инструментами во время выполнения работы.

5. Не отвлекать соседа по парте, не размахивать карандашами, кистями с краской, ножницами, красящими веществами.

6. Соблюдать чистоту по окончании занятия – незадолго до завершения, сложить материалы в рабочую папку; вылить воду из стакана, помыть его и палитру, убрать в предназначенное им место. Вытереть влажной тряпкой свое рабочее место.

Материально-техническая база

Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.

На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя- направляющая и корректирующая.

Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.

Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач.

По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношенияк выполняемой работе.

Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета обучающимися.

Активное использование учебно-методических материалов необходимо обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.

Рекомендуемые учебно-методические материалы:учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видеофрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические  разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.

Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы.

Справочные и дополнительные материалы:нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.

Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося.

Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.