ДОП «ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Программа основывается на принципе вариативности для различных
возрастных категорий детей ;
определяет содержание и организацию образовательного процесса с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, способствует
театральному воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей
к обучению на театральное отделении;
обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
воспитание обучающихся в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, в
области соответствующего вида искусства;
создание в Учреждении комфортной, развивающей образовательной
среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие,
Общеразвивающая программа «Театральное творчество» реализуется посредством:
-личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое
и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности к успешной адаптации в условиях быстро меняющегося
мира;
-вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
-обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы
в области искусства, а также при наличии способностей ребенка, возможности
его перевода с дополнительной общеразвивающей программы на обучение по
предпрофессиональной программе в области искусств;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.
-организация творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (концертов, творческих вечеров и др.);
-организация посещений обучающимися учреждений и организаций
культуры (выставочных залов, музеев и др.);
-организация творческой и культурно-просветительной деятельности
совместно с другими образовательными учреждениями;

Педагоги

Бигдай Светлана Владимировна 

Содержание программы

Общая трудоемкость учебных дисциплин при 3 -летнем сроке обучения
составляет 997,5 часов. Из них 700 часов аудиторные занятия, 297,5 часовсамостоятельная работа.
Учебные занятия проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы. Занятия по учебному предмету театральные игры,
азбука театра, театральное творчество, музыкальная азбука осуществляются в
форме мелкогрупповых занятий численностью от 6-12 человек.
Продолжительность учебного года в объеме 39 недель.
Продолжительность учебных занятий 35 недель.
В течение учебного года продолжительность каникул – не менее 4-х
недель. Продолжительность летних каникул – не менее 13 недель.
Продолжительность академического часа установлена Уставом МКУ ДО
"ДШИ р.п.Вешкайма" и составлять 40 минут.

Результат программы

Минимум содержания общеразвивающей образовательной программы
"Театральное творчество" обеспечивает развитие значимых для образования,
социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Образовательная программа предполагает следующие требования к выпускнику
школы.
-Выпускник школы – личность, способная к активной жизни, труду, творчеству,
самостоятельному выбору профессии.
-Обладает социально – нравственной устойчивостью.
-Положительную мотивацию к дальнейшему обучению (не только театральному).
-Обладает этическими принципами взаимоотношений и коммуникативными
способностями.
-Имеет сформировавшийся эстетический, музыкальный и художественный
вкус.
-Имеет навыки художественного слова, умеет петь, имеет навыки в области театрального искусства.
-Имеет хорошую координацию, имеет танцевальные навыки.
-Имеет навык сценического общения.
-Перешагнул подготовительную ступень на пути к профессиональному образованию.
-Умеет участвовать в играх и обрядах народного календаря, изготавливает простые игрушки.
-Знает основную театральную терминологию, основные выразительные средства
театрального искусства;
-Умеет работать над ролью и текстом роли под руководством преподавателя,
-Имеет навыки публичных выступлений.
Результаты освоения программы по учебным предметам должны отражать:
По учебному предмету "Азбука театра".
По результатам первого года обучения учащийся демонстрирует:
знания:
- годового календарного круга;
- календарных игр и обрядов, как первого этапа развития театра;
- местных народных игр и обрядов;
- народных игрушек;
умения:
- участвовать в играх и обрядах народного календаря;
- самостоятельно изготавливать простые игрушки.
По результатам второго года обучения учащийся демонстрирует:
знания:
- этапов зарождения и развития мирового театра;
- основных понятий и терминов театрального искусства;
- этапов создания спектакля;
- основных театральных профессий;
- основных жанров театрального искусства;
- знаменитых отечественных и зарубежных театров;
умения:
- применять полученные знания в практической деятельности.
По учебному предмету "Театральное творчество":
-знание основной театральной терминологии;
-знание приемов освобождения от мышечных зажимов и релаксации в целом;
-знание основных выразительных средств театрального искусства;
-умение выполнить и провести тренинги по освоению основных элементов
бессловесного действия, дыхательной и артикуляционной гимнастики;
-умение работать над ролью и текстом роли под руководством преподавателя;
-умение координироваться в пространстве;
-умение зафиксировать и выполнить рисунок роли;
-навык самоанализа;
-навык публичных выступлений.
По учебному предмету "Театральные игры"
Главная задача первого года обучения для преподавателя: создавая игровую ситуацию, увлечь детей импровизацией и творчеством, результатом которых является участие в 5-10-минутном импровизационном спектакле, сочинённом самостоятельно и разыгранном индивидуально или в группе в жанре "театра
на столе«.
Второй год обучения предполагает формирование у учащихся умений
переносить историю с абстрактного персонажа на собственное «Я». Педагог дает
задания ученику с учетом того, что все происходящее в ролевых играх, этюдахисториях происходит лично с ним: «Я» в предлагаемых обстоятельствах" по
К.С.Станиславскому.
Третий год обучения подразумевает введение в игру элементов непредвиденного, не подготовленного заранее, а родившегося по ходу игры-действия.
По учебному предмету "Музыкальная азбука":
- слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики, современной музыки для детей;
- первичные знания о видах музыкального искусства (инструментальная,
вокальная музыка), о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
- знания лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество
великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений
в области музыкального искусства, музыкально-театральной музыки, киномузыки);
- знания основ музыкальной грамоты;
- знания основных средств выразительности, используемых в музыкальном, музыкально-театральном искусстве;
- знания особенностей звучания различных музыкальных инструментов;
- знания наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- умения различать тембры музыкальных инструментов;
- умения различать виды вокальной музыки;
- умения различать жанры: песня, танец, марш;
- умения исполнять песни различного характера, жанровой основы;
- представления о различных жанрах музыкального театра;
- навыки участия в музыкально-драматических композициях, музыкальных
спектаклях, концертных программах, созданных на основе пройденного музыкального материала.

Особые условия проведения

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

· зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

· экзамен – творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.

Правила поведения обучающихся на уроке

Первое требование в кабинете – соблюдение техники безопасности.

1. В кабинет входить только с разрешения учителя. Обучающиеся должны входить в кабинет в сменной обуви и без верхней одежды.

2. Обучающиеся должны входить в класс спокойно, не толкаясь, соблюдая порядок.

3. Нельзя в кабинете без разрешения трогать ни один прибор, открывать шкафы, трогать аппаратуру.

Два других требования в кабинете – дисциплина и чистота.

1. Запрещается приносить в кабинет вещи, не предназначенные для учебы. Запрещается пользоваться сотовым телефоном, либо в случае острой необходимости.

2. Жвачка, какой бы вкусной она ни казалась, категорически запрещена для использования в кабинете, как на уроке, так и на перемене.

3. Соблюдать гигиену. Мыть руки перед занятием и, соответственно, после него.

4. Стараться правильно организовывать свое рабочее место, чтобы н парте не было ничего лишнего, отвлекающего. Аккуратно пользоваться художественно-изобразительными материалами, клеями и прочими инструментами во время выполнения работы.

5. Не отвлекать соседа по парте, не размахивать карандашами, кистями с краской, ножницами, красящими веществами.

6. Соблюдать чистоту по окончании занятия – незадолго до завершения, сложить материалы в рабочую папку; вылить воду из стакана, помыть его и палитру, убрать в предназначенное им место. Вытереть влажной тряпкой свое рабочее место.

 

Материально-техническая база

Реализация Программы представляет собой систему требований к учебнометодическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов
освоения Программы.
Качество реализации общеразвивающей программы должно обеспечиваться за счет:
-доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержание общеразвивающей программы в области искусств;
-наличия комфортной развивающей образовательной среды;
- наличие качественного состава педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Образовательная организация должна взаимодействовать с другими образовательными организациями, реализующими образовательные программы в об-
ласти искусств, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих
кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использование передовых педагогических технологий, организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств.
Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем
учебным предметам.
Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров,
концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация Программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к
библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.
Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам.
Образовательная организация может предоставлять обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями, учреждениями и организациями культуры, а также доступ
к современным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Материально-технические условия обеспечивают возможность достижения
обучающимися результатов предусмотренных общеразвивающей программой в
области искусств. Материально-техническая база детской школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации общеразвивающей Программы перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения, должен соответствовать профилю программы.