ДОП «ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

Общеразвивающая программа в области искусств «Вокальное исполнительство» способствует эстетическому воспитанию граждан, привлечениюнаибольшего количества детей к художественному образованию.
Общеразвивающая программа в области искусств «Вокальное исполнительство» основывается на принципе вариативности для различных возрастных
категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей
подрастающего поколения, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Минимум содержания общеразвивающей программы в области
Искусств «Вокальное исполнительство » обеспечивает развитие значимых для
образования,социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Она реализуются посредством:
• личностно-ориентированного образования, обеспечивающего
творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также
воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной
социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
• вариативности образования, направленного на индивидуальную
траекторию развития личности;
• обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств.
При разработке и реализации общеразвивающей программы в области искусств учитывалась занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е.
параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.

Педагоги

Лёшина Наталья Евгеньевна – преподаватель высшей квалификационной категории

Наумова Светлана Владимировна – преподаватель высшей квалификационной категории

Александрова Татьяна Викторовна – преподаватель высшей квалификационной категории

Содержание программы

Рабочие учебные планы образовательных организаций сгруппированы по
следующим предметным областям:
учебные предметы исполнительской и (или) художественно-творческой подготовки,
учебные предметы историко-теоретической подготовки,
а также предметы по выбору, нормируемые с участием родителей (законных
представителей) обучающихся.
Содержание учебных предметов направленно на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях,
приобретение детьми начальных, базовых
художественно-творческих умений и навыков в том или ином виде (видах) искусств.
В МКУ ДО «ДШИ р.п.Вешкайма» общеразвивающая программа «Вокальное
исполнительство» стала зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом
лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей
и родителей (законных представителей).
В программу входят самостоятельно разработанные и ранее не применяемые в учебной практике ДШИ р.п. Вешкайма предметы. Такие как Занимательное сольфеджио, Музыка и окружающий мир. И возможность для творческого
решения и разработки ещё таких учебных предметов: слушание музыки, беседы
о музыке, занимательное сольфеджио, народное музыкальное творчество, ритмика, музыкальная информатика, студия компьютерной музыки, музыкальный
театр, эвритмия, который рекомендованы для разработки учебного плана для
дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.

Цели программы

Основной целью и задачами общеразвивающей программы в области
искусств «Вокальное исполнительство» является:
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями
искусства;
- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой деятельности.
С этой целью содержание общеразвивающей программы в области искусств «Вокальное исполнительство» основывается на реализации учебных
предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко- теоретических знаний об искусстве.

Результат программы

Результаты освоения программы «Вокальное исполнительство» по предметам обязательной части должны отражать:
Специальность "Эстрадное пение"
- наличие у обучающего интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности эстрадного пения для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать разнообразный репертуар;
- навыки по использованию музыкально- исполнительских средств выразительности, выполнение анализа исполняемых произведений, владение различных вокальных приёмов;
- наличие навыков репетиционно- концертной работы в качестве солиста.
"Вокальный ансамбль":
- сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевом исполнении единство манеры и реализацию исполнительского замысла;
-знание ансамблевого репертуара, способствующее воспитанию на разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленное художественным содержанием и особенностями
формы, жанра и стиля музыкального произведения;
"Занимательное сольфеджио" :
-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие
у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного
вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
- знания профессиональной музыкальной терминологии;
- основ музыкальной грамоты;
- основных музыкальных понятий- звукоряд, лад, интервалы, аккорды, хроматика,модуляция;
"Музыка и окружающий мир"
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культурного, духовно- нравственного развития человека;
- знания творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
-навык исполнения на музыкальном инструменте тематического материала пройденных музыкальных произведений;
- навыка по выполнению теоретического анализа музыкальных произведений:
формы, стилевые особенности, жанровые черты, фактурные, метроритмические,
ладовые особенности;
- знания основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств ( изобразительное, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
"Музыкальный инструмент":
- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей музыкального инструмента;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для музыкального инструмента зарубежными и отечественными композиторами;
- владение основными видами техники, использование художественно оправданных технических приёмов, позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу.
"Хоровое пение"
- знание начальных основ хорового искусства, вокально- хоровых особенностей
хоровых партитур, художественно- исполнительских возможностей хорового коллектива;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слов и музыки;
- навыки коллективного исполнительского творчества;
- сформированные практические навыки исполнения авторских,народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в
том числе хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе хорового коллектива.

Особые условия проведения

Виды и форма занятий
Приобщение подрастающего поколения к различным видам искусств, постижение основ того или иного вида искусств подразумевает в реализации общеразвивающих программ аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные)
занятия.
Аудиторные занятия по программе «Вокальное исполнительство» проводятся
индивидуально и группам (групповые и мелко-групповые занятия).
Количество обучающихся при групповой форме занятий – от 11 человек,
мелкогрупповой форме – от 4-х до 10 человек, при этом такие учебные предметы,
как «Вокальный ансамбль», «Занимательное сольфеджио», «Музыка и окружающий мир» и др. проводится в мелкогрупповой форме от 2-х человек.
Внеаудиторные занятия по программе «Вокальное исполнительство» проводятся индивидуально, но возможны такие задания, которые требуют и групповых
форм занятий.
Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств,
посещение учреждений культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и др.),а также участие обучающихся в творческих мероприятиях,
проводимых образовательной организацией. Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем.

Материально-техническая база

Качество реализации общеразвивающих программ в области искусств
должно обеспечиваться за счет:
доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы в области искусств;
наличия комфортной развивающей образовательной среды;
наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Реализация общеразвивающей программы в области искусств «Вокальное
исполнительство» обеспечивается учебно-методической документацией (учеб-
никами, учебно- методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео
материалами) по всем учебным предметам. Внеаудиторная (домашняя) работа
обучающихся также сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация общеразвивающих программ в области искусств обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных
предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы, обучающиеся
должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Библиотечный фонд МКУ
ДО «ДШИ р.п. Вешкайма» укомплектован печатными и электронными изданиями основной и Дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы
включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
ДШИ р.п. Вешкайма через свой школьный сайт предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями, учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным профессиональным базам данных и информационным
ресурсам сети Интернет.
Материально-технические условия школы обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой в области искусств «Вокальное исполнительство», разработанной образовательной организацией ДШИ р.п.Вешкайма. Материально-техническая база также соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда. В школе проводится текущий и капитальный ремонта.
Минимально необходимый для реализации общеразвивающих программ в
области искусств перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов
и материально-технического обеспечения соответствует профилю общеразвивающей программы в области искусств и ориентирован на федеральные государственные требования к соответствующим дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств.
В ДШИ р.п.Вешкайиа есть зал со специальным оборудованием согласно
музыкально- художественной направленности образовательной программы, а
также учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами,
стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой, хоровыми станками, стойки, микрофоны, усилители звука и др.) и профильными
библиотеками ( по вокально- хоровому искусству, фортепиано, гитара, баян,
сольфеджио, музыкальной литературы и т.д.),фонотекой, видеотекой, фильмотекой. Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными
пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь
не менее 6 кв.м. В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.
МКУ ДО «ДШИ р.п. Вешкайма» активно взаимодействует с другими образовательными организациями и учреждениями, реализующими образовательные программы в области искусств, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использования передовых педагогических технологий.