ДПП Пленэр

    Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».

    Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) – неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.

    Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи.

    В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

    При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.

    Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях сельской местности.

    Педагоги

    Пушкарёва Ольга Сергеевна, преподаватель художественного отделения, квалификационная категория - соответствие

    Содержание программы

    При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» с нормативными сроками обучения 5 (6) лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 4 (5) лет со второго класса.

    Цели программы

    Ххудожественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний; воспитание любви и бережного отношения к родной природе; подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.

    Результат программы

    Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

    - знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

    - знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

    - умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

    - умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

    - умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

    - навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

    - навыки передачи световоздушной перспективы;

    - навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

    Особые условия проведения

    Программа предусматривает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

    Текущий контроль успеваемости подразумевает выставление оценок за каждое задание («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров учебных работ учащихся в конце пленэра с выставлением оценок. Просмотры проводятся за счет аудиторного времени.

     

    Материально-техническая база

    Предложенные   в   настоящей   программе   темы   заданий следует рассматривать   как   рекомендательные.   Педагог   должен   исходить из

    конкретных условий работы с натуры. В ходе планирования учебных задач обязательным моментом является четкое определение целей задания. Педагог в словесной форме объясняет детям, как достичь данной цели. Предлагается следующая схема этапов выполнения заданий:

    1.   Анализ решения подобных тем и сюжетов в произведениях художников-классиков и в работах учащихся (из методического фонда).

    2.   Выбор точки зрения.

    3.   Выбор формата изображения.

    4.   Определение пропорций, движения и характера пространственных планов.

    5.   Проработка деталей композиционного центра.

    6.   Передача больших тоновых и цветовых отношений.

    7.   Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций светотени с учетом воздушной перспективы.

    8.   Подчинение всех частей изображения целому.

    Преподавателю рекомендуется как можно чаще проводить «мастер-классы» для учащихся. Для успешного изучения нового учебного материала желательно в конце занятий проводить обсуждение успехов и неудач в группе.

    Средства обучения

    -      материальные: индивидуальные художественные принадлежности, натюрмортный фонд;

    -  наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, иллюстрации;

    -        демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

    -        электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

    - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.