Спортивное ориентирование

    В настоящее время, под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и недостаточной физической активности, здоровье детей и молодёжи ухудшилось. Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, обучения и духовного развития.

    Одним из таких условий может быть занятие спортивным ориентированием как физической культурой, которая имеет воспитательное, обучающее оздоровительное и общекультурное значение, с одной стороны, и формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, развивает образное мышление и зрительную память, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, развивает понятие необходимости укрепления здоровья, самосовершенствования, с другой стороны.

    Педагоги

    Мелентьев Виктор Васильевич

    Содержание программы

    Краткий обзор состояния и развития ориентирования в России и за рубежом.
    Предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях.
    Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки
    Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
    Гигиена тренировочных занятий, режим дня, питание.
    Основные средства восстановления
    Врачебный контроль и самоконтроль
    Планирование спортивной тренировки
    Методика ведения спортивного дневника
    Спортивный инвентарь.
    Основы картографии.
    Основы техники и тактики спортивного ориентирования
    Легенды контрольных пунктов
    Чтение спортивной карты.
    Тактическая подготовка.
    Правила соревнований по спортивному ориентированию.
    Краеведение и охрана природы.
    Основы туристской подготовки.
    Инструкторская и судейская практика.
    Общая физическая подготовка
    Упражнения, развивающие быстроту.
    Упражнения, развивающие общую выносливость.
    Упражнения, развивающие гибкость, координацию.
    Упражнения, развивающие силу.
    Специальная физическая подготовка.
    Беговая подготовка.
    Лыжная подготовка.
    Контрольные упражнения и соревнования.

    Цели программы

    Создание психолого-педагогических условий для привлечения обучающихся к здоровому образу жизни, постижения обучающимися основ спортивного мастерства.

     

    Результат программы

    Учащиеся 1 года обучения должны:

    повысить уровень общей физической подготовки;
    сформировать мотивацию к занятиям спортом вообще и спортивным ориентированием в частности;
    знать основы техники спортивного ориентирования, кроссового бега, участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию;

    Учащиеся 2 года обучения должны:

    повысить уровень общей физической подготовки;
    сформировать мотивацию к устойчивым занятиям спортивным ориентированием;
    расширить знания технического арсенала, освоить новые приёмы и способы ориентирования;
    овладеть навыками быстрого и надёжного чтения карты в движении;
    развить образное восприятие местности, устойчивость внимания, способность к произвольной его концентрации на самом процессе ориентирования, зрительную и логическую память;
    участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию;
    выполнить 2-3 юношеский разряд по ориентированию и нормативы по бегу и ОФП, определённые для детей этого возраста.

    Учащиеся 3 года обучения должны:

    повысить уровень общей физической подготовки;
    овладеть навыками быстрого и надёжного чтения карты в движении;
    продолжить развитие образного восприятия местности, устойчивости внимания, способности к произвольной его концентрации на самом процессе ориентирования, зрительной и логической памяти;
    участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию в соответствующих возрастных группах;
    выполнить 1 юношеский – 2 взрослый разряд по ориентированию и нормативы по бегу и ОФП, определённые для детей этого возраста.

    Учащиеся 4 года обучения должны:

    повысить уровень общей физической подготовки;
    овладеть навыками самостоятельного анализа соревновательной деятельности;
    совершенствовать технику кроссового бега и бега на лыжах;
    овладеть вариантами техники бега применительно к разным типам и условиям местности;
    определить будущую специализацию в летнем или в лыжном ориентировании;
    участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию в соответствующих возрастных и квалификационных группах;
    выполнить 1 – 2 разряд по ориентированию и нормативы по бегу и ОФП, определённого возраста.

    Материально-техническая база

    Материально – техническое оснащение: диапроектор, видеоплейер или ПК, спортивные и топографические карты, атласы и планы, справочная и методическая литература, комплект туристского оборудования на 15 человек.
    Методические и наглядные пособия: учебные плакаты, набор учебных карт и объёмных моделей рельефа, учебные задания по каждому разделу технико-тактической подготовки, тест-листы для проверки знаний учащихся, макеты местности, комплект оборудования дистанции: контрольные пункты, компостеры.