Права и ответственность ребенка

Данная дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность, то есть способствует формированию у учащихся культуры гражданственности, осознанию личностью своей принадлежности к сообществу граждан своего государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл.

Гражданское самоопределение подростков и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач гражданско-правового направления потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения и гражданской идентичности.

Изучение данной дополнительной образовательной программы призвано обеспечить развитие у обучающихся системы специальных, социальных, личностных и универсальных компетенций и ценностных ориентиров.

Педагогическая целесообразность определяется содержанием гражданско-правового образования подростков с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Актуальность программы обусловлена новыми общественно-политическими условиями, требованиями к результатам образования в соответствии с ФГОС. Знание норм права способствует подготовке школьников к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Новизна программы заключается в активном применении учащимися ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях), что способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.

Педагоги

Соловых Инна Николаевна

Содержание программы

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Обзорное знакомство с правовыми источниками но курсу
Права ребенка по семейному законодательству.
Права и ответственность ребенка по законодательству об образовании.
Основные гарантии прав ребенка в РФ.
Права и ответственность несовершеннолетних по законодательству о труде.
Права и ответственность несовершеннолетних по гражданскому законодательству.
Права и ответственность несовершеннолетних по законодательству об административных правонарушениях.
Итоговое занятие – практикум “Защити свои права”

Цели программы

Основная цель образовательной программы: формирование универсальных компетенций, направленных на развитие правового сознания школьников.

Поставленная цель раскрывается через реализацию следующих задач:

– знакомство учащихся с содержанием законодательных актов, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;

– освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;

- развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

- содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся;

– воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;

– воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки.

Результат программы

Воспитательные результаты обучающихся рассматриваются на трех уровнях в соответствии с освоением программы.

Первый уровень результатов – получение знаний о законодательных актах, общих правилах применения права, содержании прав и свобод человека, порядке приобретения и утраты гражданства РФ, правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств, проявление приобретенных качеств в повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет посещение занятий и выполнение работ по данной программе.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой. Именно в такой близкой социальной среде ученики получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить (или отвергают). Для достижения этого эффекта используются самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, коллективные формы организации занятия, само- и взаимопрезентации.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с социальными субъектами за пределами учебного учреждения, участие в конкурсах, социально значимых районных и городских проектах, акциях.
Ожидаемые результаты освоения программы

· формирование различных компетенций для практического применения знаний по правомерному и неправомерному поведению детей, основанию и порядке назначения наказаний, полномочиям судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.

· развитие творческой и созидающей личности, способной к социальному и профессиональному самоопределению.

· ученики, в процессе освоения программы, получают предпрофильную профильную подготовку.