Художественное вязание крючком

    • (7)

    Вязание – прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Традиционный вид русского вязания – узорное (орнаментное) вязание встречается в народном костюме не только русского народа, но и практически у всех народов, населяющих Россию.

    Эта область традиционного народного искусства живет и развивается и в наши дни. В последнее время мы вернулись к традиционным геометрическим узорам, к праздничной многоцветности народного искусства: деревенские рукавички и чулки (гетры), шапочки, шарфы завоевали современную моду. Узорное вязание на спицах – рукоделие наших бабушек и прабабушек – одна из немногих традиций народного искусства, которое сохранилось до наших дней.

    Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству художественного вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.

    Педагоги

    Забихолова Марзия Гафаевна- педагог дополнительного образования, образование высшее, стаж работы - 26 лет.

    Содержание программы

    36 учебных недель, 144 часа в год, 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа)

    Цели программы

    Цель программы – раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством занятий художественным вязанием.

    Задачи программы

     Обучающие:

    · познакомить с историей художественного вязания и традициями русского узорного вязания;

    · раскрыть значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;

    · обучить техническим приёмам вязания крючком, спицами;

    · познакомить обучающихся с законами цветоведения и колористики;

    · изучить основные принципы построения декоративной композиции.

     Развивающие:

    · развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;

    · развивать творческие способности и стремление обучающихся к творческому познанию и самовыражению;

    · развивать у обучающихся художественный образ мышления, в том числе внимания, памяти, фантазии, воображения;

    · содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств;

    · способствовать формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности;

    · развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе.

     Воспитательные:

    воспитывать уважение к культурному наследию своего народа; привитие интереса и любви к художественному вязанию, как виду художественного творчества;
    воспитывать терпение, волю, трудолюбие в достижении цели;
    воспитывать стремление к самостоятельному творчеству.

     

    Результат программы

    В результате обучения дети должны знать:

    · правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами, утюгом;

    · общие сведения по истории вязания;

    · основные виды декоративно-прикладного искусства;

    · основные технические приемы вязания крючком и спицами;

    · необходимые материалы и оборудование для ручного вязания;

    · основные этапы изучения цвета, классификацию цветов спектра (главные и промежуточные, холодные, тёплые, нейтральные, пограничные, ахроматические, хроматические цвета);

    · основные художественные промыслы Поволжья;

    · основные традиционные центры художественного вязания в России;

    · основные виды и типы орнаментов;

    · условные обозначения и несложные схемы вязания;

    должны уметь:

    · подобрать необходимое оборудование и материал для работы;

    · производить расчет петель для вывязывания несложного изделия;

    · пользоваться схемами вязания (условные обозначения);

    · вывязывать несложные узоры крючком и спицами;

    · составлять орнаментальную полосу;

    · вывязывать орнамент согласно схеме (2-3 цвета);

    · вышивать орнамент по петлям;

    · выполнять работу средней сложности (вязание шарфа, шапки, варежек, носков);

    · оформить готовое вязаное изделие (кисти, помпоны, кайма и пр.);

    · организовать и содержать в порядке свое рабочее место;

    · отпаривать готовое трикотажное изделие;

    также у обучающихся должны сформироваться и закрепиться личностные качества:

    · усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата;

    · умение работать в коллективе;

    · взаимопомощь.

     

    В результате дети должны освоить -

    · все виды ручного вязания (вязание спицами, крючком, длинным крюком, на вилке);

    · основные трикотажные швы;

    · основные законы цветоведения и колористики;

    · основные приёмы вязания несложных трикотажных изделий по выкройке;

    · основные художественные промыслы России (русский народный костюм различных регионов России;

    должны уметь:

    · вязать предметы одежды по выкройке;

    · соединять детали изделия;

    · полностью выполнять расчёт задуманного изделия согласно выбранному узору и пряже;

    · проводить тепловую обработку и стирку изделий из трикотажа;

    · вести учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

    должны получить дальнейшее развитие личностные качества:

    · уважительное отношение к народному искусству;

    · отзывчивость, взаимопомощь;

    · умение адекватно реагировать на проявление зависимого поведения среди подростков;

    · интерес к творческому познанию (учебно-исследовательская деятельность).

    Материально-техническая база

    Дидактический материал к программе

    Для успешной реализации программы автором и педагогом по вязанию разработаны наглядные и дидактические пособия.

    · Скворцова И. Н. Узорное вязание. Метод. пособие. – М.: МГДД(Ю)Т, 2001; Муранова Н. Н. Использование элементов традиционного Сапожковского ткачества в коллекции моделей одежды из трикотажа (машинное вязание). Метод. пособие. – М., 2007.

    · Разработка коллекции трикотажных изделий для украшения интерьера по теме «Русский Север»;

    · Орнамент художественных изделий народов Севера Сибири и Урала;

    · Альбом образцов ручного вязания спицами;

    · Альбом образцов ручного вязания крючком;

    · Художественные промыслы Ленинградской области;

    · Разработка коллекции трикотажных изделий по мотивам вышивки Тамбовской области;

    · Использование традиционного орнамента Сапожковского ткачества в современном трикотаже. Метод. пособие;

    · Использование орнамента вышивки Русского Севера и Урала в трикотаже для украшения современного интерьера;

    Кадровое обеспечение программы: учитель технологии, владеющий многообразием техник, приёмов ручного вязания, хорошо ориентирующийся в традиционном народном и декоративно-прикладном искусстве, знающий основы трикотажного производства, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.