Мастерим сами своими руками

    Дерево – один из самых популярных поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами.

    Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.

    Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из неё делалось практически всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, музыкальные инструменты, мельницы, лодки и многое другое.

    Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив её.

    Выпиливание и резьба, работа на токарных станках по дереву – это общедоступные, основные виды обработки и способы показать дерево во всей красе.

    Педагоги

    Васин Юрий Александрович - учитель технологии, педагог дополнительного образования МКУ ДО ЦТУ р.п. Базарный Сызган, стаж работы - 42 года.

    Содержание программы

    36 учебных недель в год.

    144 часа в год.

    4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа).

    Цели программы

    Цель данной программы:

    создание условий, обеспечивающих независимый выбор школьником поступков, способов, деятельности, творческих возможностей;

    воспитание созидательных качеств;

    раскрыть и развить потенциальные особенности, заложенные в ребёнке.

    При планировании работы на учебный год упор следует делать на практические занятия. Сам характер ремесла таков, что премудрости начинающие могут усвоить только “через руки”. С первых дней занятий учащихся надо приучать к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. С самого начала следует так же формировать навыки бережного отношения к инструменту и надлежащего ухода за ним.

    Результат программы

    В ходе выполнения данной программы объединения учащиеся приобретают и закрепляют знания и умения:

    представление о современных производствах;

    проявление любви к природе, бережного отношения к ней;

    интерес и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку;

    проявление приоритетных качеств личности: трудолюбие, доброта, совесть, достоинство, гражданственность;

    умение различать целлюлозно-бумажные, текстильные, дерево- и металлообрабатывающие, машиностроительные, химические материалы;

    умение определять основные свойства ткани, дерева, металла, пластмассы, полуфабрикатов;

    определять в машине двигатель, передаточные механизмы, представлять устройство станка;

    работать по чертежу и технологической карте;

    работать различными ручными и чертёжными инструментами;

    знание приёмы работы с этими орудиями труда;

    умение конструировать, планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;

    умение вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего трудового изделия, его полезность;

    стремление к художественной ценности изделия;

    осуществление технологических процессов: разметку, сгибание, резание, формовку, монтаж, отделку;

    умение находить поиск путём преодоления трудностей;

    умение доводить начатое дело до конца;

    соблюдение основные требования санитарии, гигиены, культуры труда, техники безопасности;

    конструирование, изготовление поделки для выставок;

    проявление технического творчества, самостоятельности, фантазии и воображения.

     

    Особые условия проведения

    Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа, которая имеет общественно полезную направленность. Она состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу.

    Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

    Особое место в работе объединения занимают экскурсии. Они служат развитию познавательного интереса детей, являются средством общения, позволяют выбрать объекты для работы.

    Материально-техническая база

     

    Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.

     

    Учебно-материальная база мастерских, оборудование, оснащение:

    (станки, оборудование, столярный верстак, лобзик, приборы для выжигания, резцы по дереву, ножовки по дереву, кернер, киянка, рубанок и т.д. ручные инструменты и др.) позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке древесины в условиях общеобразовательной школы.

     

    Место проведения занятия

     

    Учебная мастерская.