ДОП Музыкальные инструменты (Гитара)

    Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
    Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты

    Педагоги

    Денисова Елена Васильевна - преподаватель высшей квалификационной категории по классу гитары.

    Содержание программы

    1 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год

    2 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год

    3 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год

    4 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год

    5 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год

    Цели программы

    Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

    Результат программы

    Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
    - владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
    - умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
    - умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
    - владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.

    Особые условия проведения

    Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои цели, задачи и формы.
    Оценки качества знаний по предмету «Музыкальный инструмент (гитара)»
    охватывают следующие виды контроля:
    - текущий контроль успеваемости;
    - промежуточная аттестация учащихся;
    - итоговая аттестация учащихся.

    Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по музыкальному инструменту. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.
    Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
    Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
    Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

    Для зачёта преподаватель должен подготовить с учеником 1-2 произведения.
    Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной Вид контроля Задачи Формы Периодичность Текущий – поддержание учебной дисциплины, контрольные Регулярно через 2-3 урока в контроль – выявление отношения учащегося к уроки, рамках расписания занятий изучаемому предмету, академические- повышение уровня освоения текущего концерты, учебного материала.
    Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок,прослушивания к конкурсам,концертам.26 программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 1-2 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой. 

    Переводные зачёты проводятся в конце каждого учебного года.
    Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. На переводном зачёте с 1 по 4 класс обучающиеся исполняют 3 произведения. Переводной зачёт проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

    Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Зачёт проводится в выпускном классе в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию. На выпускном экзамене учащийся исполняет 3 разнохарактерных произведения.

    Материально-техническая база

    Пятилетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
    перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
    Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой -посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
    Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.

    Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

    На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.
    Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.
    Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
    Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

    Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
    • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
    • периодичность занятий – каждый день;
    • объем самостоятельных занятий в неделю – 2 часа.
    Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
    Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
    Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
    Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.