Юные музееведы

    Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

    Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

    Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

    Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

    Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению и элементарными навыками научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

    Педагоги

    Педагог дополнительного образования Самаркина Раиса Евгеньевна.

    Содержание программы

    1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
    2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея.
    3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
    4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.)
    5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.)
    6. Музейная сеть и классификация музеев. Музеи Старого Оскола. Школьный краеведческий музей.
    7. Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.
    8. Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.
    9. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея (школьного музея).
    10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
    11. Культурно-образовательная и экскурсионная деятельность музея.
    12. Научно-исследовательская и поисковая деятельность учащихся.
    13. Организация краеведческой работы в экспедициях.
    14. Подготовка и проведение игрового мероприятия

    Цели программы

     знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области

    ( краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);

     развитие способностей к поисково – исследовательской, творческой деятельности;

     развитие самостоятельности и инициативы.

     воспитание патриотизма, гражданственности;

     совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.

    Результат программы

    Учащиеся научатся:

    - ориентироваться в музейной терминологии;

    - определять особенности становления музеев в России и в мире в различные

    исторические периоды;

    - составлять план поисково-исследовательского проекта;

    - заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

    - проектировать простую экспозицию;

    - комплектовать материал для выставки;

    - составлять текст экскурсии к выставке;

    - ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

    - оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие

    записи.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    - формировать и оформлять экспозицию семейного (классного) музея;

    - готовить и проводить экскурсии по своему семейному (классному) музею.

    Особые условия проведения

    Не требуются

    Материально-техническая база

    1. ноутбук

    2. мультимедиапроектор