Занимательная биология

Сформировать учащихся систему представлений о мире живых организмов, как родной страны, так и планеты в целом; развить познавательный интерес и любовь к животным и растениям; сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и живыми организмами, о мерах по сохранению животного и растительного мира

Педагоги

Иванов Николай Николаевич

учитель биологии первой квалификационной категории

Содержание программы

Содержание программы

Тема 1.Клетка и организм(4 часа)

Мир животных и растений как единое целое. Микроскопическое строение животных и растительной клетки. Группы клеток. Тайны природы, открытие при помощи микроскопа.

Тема 2.От одноклеточного организма до человека(4 часа)

Возникновение жизни из неживого. Переход от простых форм к более сложным. Амебы, инфузории, полипы. Родословная человека и животных. Земная кора- грандиознейший музей, великая летопись живой природы.

Тема3. Невидимый мир (6 часов) Разнообразие водных простейших. Растения – невидимки. Польза и вред микроскопических водорослей. Грибки- паразиты. Разнообразие бактерий. Значение невидимого мира.

Тема 4. Чудеса живой природы (4 часа) Самоисцеление или регенерация. Регенерация как степень развития организма. Самокалечение или аутотомия. Прививка или «сборное растение». Садовод И.В.Мичурин. Трансплантация тканей и органов.

Тема5. Животные "Светлячки"(4 часа) Поверхность моря, микроскопические ночосветки. Погружение в море – медузы, светящиеся рыбы. Морское дно – светящиеся черви и моллюски. Светящиеся животные – обитатели суши. Микроскопические организмы, излучающие свет.

Тема 6.Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (6 часов)

Строительное искусство водных животных. Строительный инстинкт птиц. Замечательные постройки насекомых. Два миллиона разных жизней. Замечательные постройки термитов. Значение построек.

Тема7. Чадолюбивые отцы (4часа) Интереснейшие явления живой природы. Самец колюшки – задорное создание. Костяной крючок самца рыб куртус. Роль самца жабы – повитухи.

Тема8.Цветы и насекомые(6часов) Цветы и насекомые – два мира. Замечательные постройки насекомых. Роль в природе и жизни человека.

Тема9.Растения –хишники (4 часа) Странные растения. Роль ловчих снарядов насекомоядных растений.

Тема 10. Потомки вымерших деревьев(4 часа) Плаун- вымирающий потомок древнейших на земле деревьев Хвощи – накопители кремнезема

Тема11. Формы и краски в мире животных(4 часа) Разнообразие организмов, особенности их строения и окраски. Мимикрия. Покровительственная окраска и защитная форма.

Тема12. Соратники человека(4часа) Разнообразие насекомых – помощников человека. Места обитания, жизненные циклы.

Тема13.Шелковичные гусеницы(3часа) Жизненный цикл тутового шелкопряда. Болезни тутового шелкопряда. Дубовый шелкопряд.

Тема 14. Друзья и враги человека в сельском хозяйстве(4часа) Майский жук- жестокий бич деревьев. Разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства. Методы борьбы с ними. Пернатые друзья человека. Непризнанные друзья (кроты, ежи, землеройки).

Тема15. Борьба и взаимопомощь в природе(4часа) Защитные приспособления растений. Защитные приспособления животных. Симбиоз растений и животных. Взаимопомощь как надежное орудие за существование.

Тема 16. Регуляторы жизни(2 часа) Роль желез внутренней секреции. Роль щитовидной железы в жизни человека и животных. Особые гормоны.

Тема 17. Размножение животных и растений (2часа). Единство живой природы. Размножение у растений. Размножение у простейших. Размножение у животных.

Тема 18.Итоговое занятие(2часа) Полученные знания – в жизнь. Парад знаний.

 

Цели программы

Формирование у учащихся интереса к изучению живых организмов

Результат программы

Результаты изучения курса направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; овладение обучающимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

- Работать с дополнительной литературой, электронными носителями;

- Самостоятельно готовить доклады и сообщения;

- Работать с определителем животных и растений;

- Готовить презентации;

Подводить итоги и делать выводы.