Юные туристы – краеведы

В программе «Юные туристы-краеведы представлено содержание оздоровительно-познавательной деятельности с учащимися начальной школы. Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося начальной школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего его мира.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины.

Программа туристско-краеведческой направленности носит образовательно-развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся. Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый обучающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения соответствующим его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей): организационно-хозяйственных (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор и т. д.) и познавательно-краеведческих (знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей и т. д.). При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм.

Программа направлена на адаптацию ребенка к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает профориентационные знания по профессии спасатель, геолог, пожарный, высотник, инженер по технике безопасности, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии. Юношей готовит к службе в рядах вооруженных сил России.

Новизна настоящей программы заключается в предлагаемых современных технологиях обучения: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся; работа в малых группах, тренинги, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий, а также изменении типовой программы, а именно в увеличении количества часов на изучение туристской подготовки, в изменении, углублении объема содержания учебного материала.

Отличительной особенностью данной программы является в её уникальности, ни в одной общеобразовательной программе не изучается данный материал и основные идеи полностью отличаются от других, что придают своеобразие данной программе, тем самым программа предусматривает применение своеобразных методов обучения и педагогических приемов, которые обеспечивают высокую мотивацию обучающихся к изучению ее содержания

Адресат программы – учащиеся в возрасте 9-13 лет, заинтересованные в получении дополнительного образования в области туризма и краеведения. В учебное объединение дети принимаются по желанию без какой-либо специальной подготовки.

Форма обучения: очная.

Программа рассчитана на 3 года Рекомендуемый состав группы– 15 человек, Время, отведенное на обучение делится на 2 модуля 102+114= 216 часов в год, продолжительность занятия 2 часа, перерыв между занятиями 15 минут.

Педагоги

Гордеева Елена Николаевна

Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ»

Наименование тем и разделов

1. Введение
1.1. Оздоровительная роль туризма
1.2. Правила поведения юных туристов

2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста
2.1. Основы безопасности в природной среде
2.2. Основы безопасности дома и в школе
2.3. Личное снаряжение и уход за ним
2.4. Питьевой режим на туристской прогулке
2.5. Групповое снаряжение и уход за ним
2.6. Индивидуальный и групповой ремонтный набор
2.7. Организация биваков и охрана природы
2.8. Туристская группа на прогулке (экскурсии)

3. Азбука топографии
3.1.Мой дом, моя школа, школьный двор
3.2. План местности
3.3. Условные знаки

4. Туристское и экскурсионное ориентирование
4.1. Ориентирование по сторонам горизонта
4.2. Ориентирование на местности
4.3. Виды туристского ориентирования
4.4. Экскурсионное ориентирование

5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь
5.1. Личная гигиена юного туриста
5.2. Оказание первой доврачебной помощи
5.3. Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок
5.4. Индивидуальная и групповая медицинская аптечки
5.5. Способы транспортировки пострадавшего

6. Основы краеведения
6.1. Родословие
6.2. Моя школа
6.3. Природа моего края

7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма
7.1. Пешеходный туризм
7.2. Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна)
7.3. Лыжный туризм

8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
8.1. Общая физическая подготовка и оздоровление организма
8.2. Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование обучающихся


Зачетный летний поход – вне сетки часов.

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Развитие двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, укрепление из здоровья, психическое и физическое оздоровление организма в процессе занятий пешеходным туризмом.

Первый год предусматривает знакомство с основами туризма, спортивного ориентирования и краеведения, а в последующие года происходит совершенствование данных навыков

Задачи программы:

1. Обучающие:

- знакомство, расширение и углубление знаний в области туризма

спортивного ориентирования и краеведения;

2. Воспитательные:

- создание условий для разностороннего развития личности подростка, его адаптации в коллективе, формирование крепкого, морально-нравственного работоспособного детского коллектива;

- ориентирование в выборе будущей профессии.

3. Развивающие:

- формирование потребности в здоровом образе жизни, физическом развитии и самосовершенствовании, занятиях физической культурой и спортом;

- развитие навыков самообразования, активности, самостоятельности, общения;

- расширение кругозора детей;

4. Досуговые:

– профилактика асоциального поведения подростков.

Результат программы

Обучающиеся 1 года обучения:

Должны знать

- о роли туризма ;

- правила поведения юных туристов;

- о сторонах горизонта, о спортивных и топографических картах;

- как выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега;

- основные группы узлов;

- правила оказания первой доврачебной помощи ;

- как ориентироваться на местности при помощи карты, компаса;

- как самостоятельно преодолевать естественные и искусственные препятствия;

- действия в случае потери ориентации;

- правила охраны природы и экологические требования;

- правила упаковки и транспортировки продуктов;

- меры безопасности во время участия в походах, соревнованиях;

- основы гигиены туриста;

- комплектацию походной аптечки

- подвижные и спортивные игры;

- условные знаки спортивных и топографических карт

Должны уметь:

вязать узлы;

- разводить костер

- ориентироваться на местности при помощи карты, компаса;

- пользоваться спортивной картой, ходить по азимуту;

- бухтовать веревки;

- надевать страховочную систему;

- пользоваться туристским снаряжением, ставить палатки, укладывать рюкзак;

- различать стороны горизонта, измерять расстояние шагами;


Обучающиеся 2 года обучения:

Должны знать:

- как выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега;

- основные группы узлов;

- правила оказания первой доврачебной помощи;

- как ориентироваться на местности при помощи карты, компаса, по местным признакам;

- самостоятельно преодолевать естественные и искусственные препятствия;

- меры безопасности во время участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях;

- основы гигиены туриста;

- комплектацию походной аптечки;

- подвижные и спортивные игры;

- условные знаки спортивных и топографических карт;

 

Должны уметь:

- быстро вязать узлы;

- осуществлять профилактику простудных заболеваний;

- упаковывать и транспортировать продукты в походах;

- оказывать первую медицинскую помощь при порезах, потёртостях, ожогах, обморожении;

- ориентироваться на местности при помощи карты, компаса, по местным признакам;

- пользоваться топографической и спортивной картами, ходить по азимуту;

- бухтовать веревки;

- пользоваться туристским снаряжением, ставить палатки, укладывать на скорость рюкзак;

Обучающиеся 3 года обучения:

Должны знать:

- как выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега;

- основные группы узлов;

- правила оказания первой доврачебной помощи;

- действия в аварийных и экстремальных ситуациях в походе с соблюдением мер безопасности;

- как осуществлять контроль за состоянием здоровья во время занятий туризмом;

- как ориентироваться на местности при помощи карты, компаса, по местным признакам;

- самостоятельно преодолевать естественные и искусственные препятствия;

- меры безопасности во время участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях;

- основы гигиены туриста;

- комплектацию походной аптечки, как применять лекарственные препараты содержащиеся в аптечке по назначению;

 

Должны уметь:

- подбирать снаряжение для соревнований;

- быстро вязать узлы;

- осуществлять профилактику простудных заболеваний;

- упаковывать и транспортировать продукты в походах;

- оказывать первую медицинскую помощь при порезах, потёртостях, ожогах, обморожении;

- совместно с педагогом анализировать итоги соревнований, находить ошибки в технических и тактических приёмах и исправлять их;

- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса;

- распределять на страховочной системе снаряжение в зависимости от условий дистанций;

- пользоваться туристским снаряжением, ставить палатки, укладывать на скорость рюкзак;

- ориентироваться по часам с часовыми стрелками, измерять расстояние разными способами;

- отображать условные знаки спортивных и топографических карт;

-владеть разными видами страховки и самостраховки.

Особые условия проведения

Систематическую оздоровительно-познавательную, туристско-краеведческую деятельность необходимо строить на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях и накладывающихся друг на друга циклах (макро-, микро- и мезо-), каждый из которых должен включать подготовку к мероприятию, его организацию и проведение и подведение его итогов (оформление выставки творческих работ; творческие отчеты – инсценировки, рассказы и пр.; оформление стенных фотогазет; проведение вечеров, состязаний и КВНов, совместный анализ достижений и промахов на состязаниях и мини-соревнованиях).

Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе, на школьном дворе или в парке (лесопарке). В осенние, зимние и весенние каникулы предполагается активное участие обучающихся в туристско-краеведческих и спортивно-оздоровительных мероприятиях в рамках программы «Каникулы».

Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый обучающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения соответствующим его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей): организационно-хозяйственных (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор и т. д.) и познавательно-краеведческих (знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей и т. д.). При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм.

Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2-х раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования обучающихся с целью контроля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей и школой (классный руководитель, школьный психолог, школьный медицинский работник, организатор внеклассной и внешкольной работы) личностно ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника.

 

 

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы подготовлены:

· учебно-материальная база: учебный класс, оборудованный стендами, отображающими тематику программы;

· библиотечная учебно-методическая литература;

· учебные плакаты: «Узлы, применяемые в туризме», «Биваки», «Палатки», «Медицина и гигиена», «Преодоление естественных препятствий»;

· комплект учебных топографических карт;

· условные знаки спортивных и топографических карт;

· карточки для контроля ЗУН;

· дидактический (раздаточный) материал;

· разработаны тесты по основным темам: «Медицина», «Оказание доврачебной помощи», «Выживание человека в природной среде»;

· разработаны топографические задачи;

· разработаны методические рекомендации: «Организация и проведение туристских походов с учащимися».

У каждого участника объединения должны быть тетрадь и ручка, цветные карандаши, фломастеры, линейка, транспортир.

В тетрадь записываются изучаемый материал, домашние задания, впечатления о походах, экскурсиях и т.п.