Культура народов Поволжья

    Одной из наиболее актуальных проблем дополнительного образования становится соответствие характера образования психологическим условиям существования современного человека, требующим от него умения критически осмысливать происходящее, творчески подходить к решению проблем и самостоятельно строить своё поведение в ситуации выбора.

    Дополнительное образование должно помочь детям успешно адаптироваться к жизни в современном обществе, максимально реализовать свой личностный и творческий потенциал. Но нельзя предугадать, что именно станет завтра важным, а что потеряет своё значение.

    В этой ситуации только развитие творческих способностей, интеграция знаний в единую картину мира, ориентация в системе традиционных ценностей служат надёжным гарантом адаптации человека к современной жизни. С этой точки зрения наибольшей интегрирующей и смыслообразующей силой обладает язык культуры.

    Знакомство с ним даёт возможность осознанно овладеть её специальным языком науки, права политики, искусства и т.д.

    В этом и состоит основное назначение курса «Культура народов Поволжья».

    Культура становится мощным фактором многогранного формирования и развития человека, преобразуя и обогащая потребности личности, превращаясь в человеческое качество. Её зрелость измеряется тем, как живёт и трудится личность, какой образ жизни она ведёт, и насколько человеческими являются её отношение к миру, к природе, к другим людям, как к самому себе.

    Раскрывая взаимосвязь истории, быта, искусства народов Поволжья, программа даёт возможность поставить и решить важнейшие проблемы современного образования:

    -создание условий для социально-культурной адаптации детей на базе народной культуры;

    -развитие образного творческого мышления;

    -формирование навыков критического мышления в условиях пропагандистского воздействия.

    Программа имеет важное воспитательное значение. Формируется толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культуры.

    Педагоги

    Фахретдинова Г.М. - педагог дополнительного образования

    Содержание программы

    Содержание темы
    1. О нашей родословной. Происхождение имен, отчеств. Современные имена, отчества. Родословная моей семьи.
    2.Природа и национальный характер
    3. Природа и человек в языческой мифологии.
    4. Народный календарь. Праздники, обряды, игры.
    5. Былины и сказки народов Поволжья.
    6. Народная педагогика.
    7. Народные традиции в искусстве.
    8. Фольклорно-этнографическая экспедиция

    Цели программы

    -пробуждение у обучающихся интереса к изучению культуры народов Поволжья;

    -формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью;

    -формирование у обучающихся представления об исторических традициях и ценностях культуры народов Поволжья;

    Результат программы

    В результате  обучающиеся должны знать:

    -историческую географию Поволжья;

    -национальности, проживающие в Поволжье;

    -отличительные особенности русского, татарского, чувашского, мордовского, цыганского костюмов;

    -главные национальные праздники этих народов;

    -национальные обычаи;

    -культурные традиции народов Поволжья;

    -народные песни;

    -представителей классической литературы татарского, чувашского, мордовского народов;

    -известных национальных композиторов;

    -терминологию по курсу.

     

    Учащиеся должны уметь:

    -приветствовать на основных языках области;

    -играть в народные игры;

    -быть толерантным к представителям других народностей;

    -уметь исполнять основные танцевальные движения народов области;

    -отличать национальные костюмы;

    -уметь использовать терминологию.

     

    Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности следующих качеств личности:

    -гуманности;

    -вежливости;

    -трудолюбия;

    -честности;

    -любознательности;

    -аккуратности;

    -уровень развития межличностных отношений в коллективе.

     

    Особые условия проведения

    Методика работы по программе строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребёнком, самостоятельную поисковую деятельность, пробуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

    Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям, в сочетании с практическими занятиями (экскурсии, оформление альбомов и пр.), необходимые для общего развития.

    При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы.