Спортивный туризм

    Программа «Спортивный туризм, дистанции пешеходные» – имеет туристско-краеведческую направленность, авторская, базовая, предусматривает знакомство обучающихся с разделом спортивного туризма – дистанциями пешеходными, элементами спортивного ориентирования, походной деятельности.

    Туризм как один из популярных видов отдыха является важным фактором оздоровления человека, повышения его творческой ак­тивности.

    Детско-юношеский туризм в России – это массовое движение учащихся. История за многие годы на­копила опыт, позволяющий эффективно использовать различные формы туристско-краеведческой деятельности с целью развития интеллекта, укрепления здоровья, развития коммуникативных способностей учащихся. Туристские слеты и соревнования предоставляют детям возможность сво­бодного общения со сверстниками, приобретению навыков самостоятельной деятельности, способствуют изучению Родины.

    Программа направлена на адаптацию ребенка к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает профориентационные знания по профессии спасатель, пожарный, высотник, инженер по технике безопасности, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии. Юношей готовит к службе в рядах вооруженных сил России.

    Программа предназначена для педагогов допол­нительного образования, тренеров-преподавателей, имеющих необходимую педагогическую и туристско-краеведческую подготовку.

    Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и соревнования по туризму очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

    Новизна программы заключается в изменении типовой программы, а именно в увеличении количества часов на изучение туристской подготовки,

    в изменении, углублении объема содержания учебного материала.

    Педагоги

    Мельников Борис Сергеевич - ПДО высшей категории

    Содержание программы

    Наименование тем и разделов
    1. ВВЕДЕНИЕ.
    1.1. Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.
    2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ.
    2.1.Специальное личное снаряжение.
    2.2. Узлы.
    2.3. Работа с веревками.
    2.4. Работа с карабинами.
    2.5. Личное прохождение этапов спортивного туризма.
    2.6. Командное прохождение дистанции по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные.
    2.7. Полигоны по спортивному туризму
    2.8. Соревнования по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные
    2.9. Учебно – тренировочные сборы по спортивному туризму

    3.ПОХОДНАЯ ПОДГОТОВКА. ТУРБЫТ.
    3.1. Групповое снаряжение.
    3.2. Подготовка к походу.
    3.3. Движение в походе.
    3.4. Профилактика опасностей в походе.
    3.5. Организация бивачных работ.
    3.6. Доврачебная помощь.
    3.7. Питание в походе.
    3.8. Составление отчета о походе.
    3.9. Походы.

    4. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ.
    4.1. Краткие сведения о спортивном ориентирование.
    4.2. Топографическая подготовка.
    4.3. Виды и правила соревнований по спортивному ориентированию.
    4.4. План. Карта.
    4.5. Компас.
    4.6. Условные знаки.
    4.7. Тактико-техническая подготовка.
    4.8. Азимут. Движение по азимуту.
    4.9. Чтение карты.
    4.10. Полигоны по спортивному ориентированию.
    4.11. Соревнования по спортивному ориентированию.

    5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
    5.1. Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения.
    5.2. Спортивные игры.
    5.3. Силовая подготовка.
    5.4. Беговая подготовка.
    5.5. Тестирование.
    5.6. Эстафеты.


    Цели программы

    Целью данной программы является создание условий для развитие двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, укрепление из здоровья, психическое и физическое оздоровление организма в процессе занятий пешеходным туризмом. обучения, воспитания, развития характерным компонентом которого является учебно-тренировочное занятие, путешествие, соревнование, учебно-познавательные игры с элементами туризма.

    Данная цель, прежде всего, отражает то, что в туристской деятельности должны интегрироваться такие основные аспекты воспитания, как нравственный, трудовой, физический, патриотический, интеллектуальный, эстетический, экологический.

    Результат программы

    По итогам 1 года обучения не менее 50% от занимающихся в объединении должны выполнить нормативы.

    По итогам 2 года обучения не менее 60% от занимающихся в объединении должны выполнить норматив.

    По итогам 3 года обучения не менее 70% от занимающихся в объединении должны выполнить нормативы.

    По итогам 4 года обучения не менее 75% от занимающихся в объединении должны выполнить норматив.

    Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является сдача нормативов

     

    Особые условия проведения

    Программа рассчитана и реализуется в «Центре дополнительного образования детей»р.п.Карсун в течении 4 лет. Усложнение материала из года в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных способностей детей (физических, творческих, морально-волевых). Время обучения на каждом году обучения – 216 часа в год (6часов в неделю).

    Программа разработана для учащихся 4-11 классов (9 – 17 лет). Возраст обучающихся по годам обучения может варьироваться: 1 год обучения – 9 −11 лет, 2 год обучения – 11 −13 лет, 3 год обучения – 13 −15 лет, 4 год обучения – 15 −17 лет,

    Рекомен­дуемый минимальный состав группы всех годов 15 человек. Принимаются все желающие без предварительного отбора, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям спортом.

    Год обучения


    Продолжительность

    занятий


    Периодичность

    в неделю
    Кол-во

    часов в неделю
    Количество

    часов в год
    1 год обучения
    2 часа
    3 раза
    6 часов
    216
    2 год обучения
    2 часа
    3 раза
    6 часов
    216
    3 год обучения
    2 часа
    3 раза
    6 часов
    216
    4 год обучения
    2 часа
    3 раза
    6 часов
    216




    Занятий на местности, как правило, проводятся в выходные дни.

    При составлении программы автор руководствовался следующими принципами:

    - Научности. Единая система деятельности педагога и обучающихся в объединении управляется целями и задачами воспитания. Дидактический принцип научности осуществляется в планировании туристско-краеведческой работы, в системном подходе к ней.

    - В основу деятельности объединения постоянного состава положен принцип последовательности, постепенности и систематичности. Составные части педагогической системы взаимосвязаны и образуют целостное единство.

    - Принцип коллективизма. Имеет особое значение в воспитании обучающихся. Полноценная работа объединения невозможна без реализации в нем этого принципа. Только сплоченный туристский коллектив способен пройти сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев.

     

    При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.

    Методы:

    1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.

    2. Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

    3. Практические методы: спортивные тренировки, полигоны, со­ревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов.

    4. Методы контроля: теоретические и практические зачёты, тестирование.

    Формы занятий применяемые в работе по реализации программы:

    1. практические занятия

    2. беседы

    3. экскурсии

    4. игровые программы

    5. спортивные тренировки

    6. полигоны

    7. со­ревнования

    8. походы

    9. зачётные занятия

    Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного соревнования по спортивному туризму, участие в соревнованиях различного уровня, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года.

    В течение всего периода обучения на каждом из годов обучения проводится текущая аттестация, в конце каждого года проводится итоговая аттестация. В процессе аттестации проверяются теоретические знания (тестирование, знание правил по спортивному туризму) и практические (итоги нормативов тестов, участия в соревнованиях и выполнению спортивных разрядов в течение года обучения). В конце каждого года обучения воспитанники должны выполнять требования контрольных нормативов, а также показывать соответствующие году обучения результаты в соревнованиях. Оценка получаемых результатов проверяется тестированием.

    На 4 году обучения по окончании реализации программы проводиться итоговая аттестация по теоретическим знаниям (тестирование, знание правил по спортивному туризму) и практическим умениям (итоги участия в соревнованиях и выполнению спортивных разрядов в течение всего срока обучения).

    Материально-техническая база

    УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА.

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.

     № п/п НАИМЕНОВАНИЕ
    1. Обувь (кроссовки, кеды, сапоги резиновые).
    2. Носки простые и шерстяные.
    3. Теплое нижнее бельё.
    4. Штормовой, ветрозащитный костюм.
    5. Нейлоновый беговой костюм.
    6. Куртка тёплая.
    7. Шапка тёплая.
    8. Рукавички или перчатки тёплые.
    9. Рукавицы брезентовые, перчатки для работы с верёвкой.
    10. Свитер тёплый.
    11. Накидка от дождя.
    12. Набор личной посуды (кружка, миска, ложка, нож).
    13. Рюкзак.
    14. Страховочная система.
    15. Индивидуальный пакет (спички, бинт, 2 таблетки обезболивающего в непромокаемом пакете.).
    16. Карабины
    17. Блокировка д-10мм, 5м.
    18. Кольцо репшнур д-6мм.
    19. Каска.
    20. Приспособление для спуска, по перилам (восьмёрка).
    21. Приспособление для подъёма по перилам (жумар).
    22. Устройство для преодоления навесной переправы (трек, каталка).
    23. Фонарь электрический налобный.
    24. Запасные батарейки.
    25. Компас.
    26. Лыжи беговые или туристские. Ботинки. Палки.
    27. Спальник.
    28. Коврик.
    29. Мешок непромокаемый для личных вещей.

     

    ГРУППОВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.

    № п/п Наименование
    1. Котлы.
    2. Топор.
    3. Нож.
    4. Часы ручные механические.
    5. репшнур
    6. Сухой спирт.
    7. Фляга для воды 1,5-2 л.
    8. Палатка 3-5 местная с непромокаемым тентом.
    9. Блокнот, ручка, линейка.
    10. Верёвка основная диаметром 10мм, 40м.
    11. Верёвка основная д-10мм, 50 – 60м.
    12. Верёвка основная д-10мм, 20-25м.
    13. Верёвка основная д-10мм, 30 м.
    14. Верёвка вспомогательная (репшнур) д-6мм, 40м.
    15. Карабин
    16. Система для транспортировки пострадавшего.
    17. Блок ролики.
    18. Петли двойные, д-10мм, 3-5м.
    19. Полотно для изготовления носилок.
    20.Медицинская аптечка.
    21. Ремонтный набор.
    22. Костровые принадлежности (троссик и т.д.) из металла.
    23. Фотоаппарат цифровой.
    24. Картографический материал.
    25. Курвиметр.
    26. Газовая горелка.
    27. Шант.
    28. Зажим жумар двойной
    29. Средства для подъёма по вертикальным перилам.
    30. Пила двуручка или цепная.