Спортивный туризм

Программа «Спортивный туризм» – имеет туристско-краеведческую направленность, авторская, базового уровня освоения. Программа очной формы обучения. Предусматривает знакомство обучающихся с разделом спортивного туризма – дистанциями пешеходными, элементами спортивного ориентирования, походной деятельности.

Туризм как один из популярных видов отдыха является важным фактором оздоровления человека, повышения его творческой ак­тивности.

Детско-юношеский туризм в России – это массовое движение учащихся. История за многие годы на­копила опыт, позволяющий эффективно использовать различные формы туристско-краеведческой деятельности с целью развития интеллекта, укрепления здоровья, развития коммуникативных способностей учащихся. Туристские слеты и соревнования предоставляют детям возможность сво­бодного общения со сверстниками, приобретению навыков самостоятельной деятельности, способствуют изучению Родины.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и соревнования по туризму очень привлекательны для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Так же программа направлена на адаптацию ребенка к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает профориентационные знания по профессии спасатель МЧС, пожарный, высотник, инженер по технике безопасности, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии. Юношей готовит к службе в рядах вооруженных сил России.

Новизна программы заключается в изменении типовой программы, а именно в увеличении количества часов на изучение туристской подготовки, в изменении, углублении объема содержания учебного материала.

Инновационность программы- заключается в использовании новейших информационных ресурсов.

Педагоги

Мельников Борис Сергеевич - ПДО высшей категории

Содержание программы

Наименование тем и разделов
1. ВВЕДЕНИЕ.
1.1. Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ.
2.1.Специальное личное снаряжение.
2.2. Узлы.
2.3. Работа с веревками.
2.4. Работа с карабинами.
2.5. Личное прохождение этапов спортивного туризма.
2.6. Командное прохождение дистанции по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные.
2.7. Полигоны по спортивному туризму
2.8. Соревнования по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные
2.9. Учебно – тренировочные сборы по спортивному туризму

3.ПОХОДНАЯ ПОДГОТОВКА. ТУРБЫТ.
3.1. Групповое снаряжение.
3.2. Подготовка к походу.
3.3. Движение в походе.
3.4. Профилактика опасностей в походе.
3.5. Организация бивачных работ.
3.6. Доврачебная помощь.
3.7. Питание в походе.
3.8. Составление отчета о походе.
3.9. Походы.

4. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ.
4.1. Краткие сведения о спортивном ориентирование.
4.2. Топографическая подготовка.
4.3. Виды и правила соревнований по спортивному ориентированию.
4.4. План. Карта.
4.5. Компас.
4.6. Условные знаки.
4.7. Тактико-техническая подготовка.
4.8. Азимут. Движение по азимуту.
4.9. Чтение карты.
4.10. Полигоны по спортивному ориентированию.
4.11. Соревнования по спортивному ориентированию.

5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
5.1. Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения.
5.2. Спортивные игры.
5.3. Силовая подготовка.
5.4. Беговая подготовка.
5.5. Тестирование.
5.6. Эстафеты.


Цели программы

Целью данной программы является создание условий для развитие двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, укрепление их здоровья, психическое и физическое оздоровление организма в процессе занятий спортивным туризмом. Обучения, воспитания, развития характерным компонентом которого является учебно-тренировочное занятие, путешествие, соревнование, учебно-познавательные игры с элементами туризма.

Данная цель прежде всего, отражает то, что в туристской деятельности должны интегрироваться такие основные аспекты воспитания, как нравственный, трудовой, физический, патриотический, интеллектуальный, эстетический, экологический.

Программа направлена на решения следующих задач:

Обучающие:

- обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях; (доврачебная помощь).

- обучение обеспечению безопасности спортивных туристских походов и соревнований; (походы)

– знакомство, расширение и углубление знаний в области туризма спортивного ориентирования и походной деятельности

Развивающие:

- развитие технического и тактического мастерства участников соревнований по спортивному туризму, спортивному ориентированию, поисково-спасательным работам;

- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию воспитанников;

- развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления.

- формирование потребности в здоровом образе жизни, физическом развитии и самосовершенствовании, занятиях физической культурой и спортом;

- развитие навыков самообразования, активности, самостоятельности, общения;

- расширение кругозора детей;

Воспитывающие:

- создание условий для адаптации ребенка в коллективе, формирование крепкого, морально-нравственного работоспособного детского коллектива;

- воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

- создание условий для формирования у занимающихся устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;

- социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

- формирование бережного отношения к природе.

Досуговые:

– профилактика асоциального поведения подростков.

Результат программы

По итогам 1 года обучения не менее 70% от занимающихся в объединении должны выполнить нормативы.

По итогам 2 года обучения не менее 75% от занимающихся в объединении должны выполнить норматив.

По итогам 3 года обучения не менее 80% от занимающихся в объединении должны выполнить нормативы.

По итогам 4 года обучения не менее 85% от занимающихся в объединении должны выполнить норматив.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является сдача нормативов. Участие в соревнованиях.

 

Особые условия проведения

Программа рассчитана и реализуется в течении 4 лет. Усложнение материала из года в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных способностей детей (физических, творческих, морально-волевых). Время обучения на каждом году обучения – 216 часа в год (6часов в неделю).

Рекомен­дуемый минимальный состав группы всех годов 15 человек. Принимаются все желающие без предварительного отбора, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям спортом.

Занятий на местности, как правило, проводятся в выходные дни.

В течение всего периода обучения на каждом из годов обучения проводится текущая аттестация, в конце каждого года проводится итоговая аттестация. В процессе аттестации проверяются теоретические знания (тестирование, знание правил по спортивному туризму) и практические (итоги нормативов тестов, участия в соревнованиях и выполнению спортивных разрядов в течение года обучения). В конце каждого года обучения воспитанники должны выполнять требования контрольных нормативов, а также показывать соответствующие году обучения результаты в соревнованиях. Оценка получаемых результатов проверяется тестированием.

На 4 году обучения по окончании реализации программы проводиться итоговая аттестация по теоретическим знаниям (тестирование, знание правил по спортивному туризму) и практическим умениям (итоги участия в соревнованиях и выполнению спортивных разрядов в течение всего срока обучения).

Материально-техническая база

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА.

Для успешной реализации программы подготовлены:

· учебно-материальная база: учебный класс, оборудованный стендами, отображающими тематику программы;

· библиотечная учебно-методическая литература;

· учебные плакаты: «Узлы, применяемые в туризме», «Биваки», «Палатки», «Медицина и гигиена», «Преодоление естественных препятствий»;

· комплект учебных топографических карт;

· условные знаки спортивных и топографических карт;

· карточки для контроля ЗУН;

· дидактический (раздаточный) материал;

· разработаны тесты по основным темам: «Медицина», «Оказание доврачебной помощи», «Выживание человека в природной среде»;

· разработаны топографические задачи;

· разработаны методические рекомендации: «Организация и проведение туристских походов с учащимися».

У каждого участника объединения должны быть тетрадь и ручка, цветные карандаши, фломастеры, линейка, транспортир.

В тетрадь записываются изучаемый материал, домашние задания, впечатления о походах, экскурсиях и т.п.

Для реализации программы используется разнообразный дидактический материал, в том числе разработанный педагогом для данной программы и рекомендованный образовательной организацией к использованию в образовательном процессе.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ
1. Обувь (кроссовки, кеды, сапоги резиновые).
2. Носки простые и шерстяные.
3. Теплое нижнее бельё.
4. Штормовой, ветрозащитный костюм.
5. Нейлоновый беговой костюм.
6. Куртка тёплая.
7. Шапка тёплая.
8. Рукавички или перчатки тёплые.
9. Рукавицы брезентовые, перчатки для работы с верёвкой.
10. Свитер тёплый.
11. Накидка от дождя.
12. Набор личной посуды (кружка, миска, ложка, нож).
13. Рюкзак.
14. Страховочная система.
15. Индивидуальный пакет (спички, бинт, 2 таблетки обезболивающего в непромокаемом пакете.).
16. Карабины
17. Блокировка д-10мм, 5м.
18. Кольцо репшнур д-6мм.
19. Каска.
20. Приспособление для спуска, по перилам (восьмёрка).
21. Приспособление для подъёма по перилам (жумар).
22. Устройство для преодоления навесной переправы (трек, каталка).
23. Фонарь электрический налобный.
24. Запасные батарейки.
25. Компас.
26. Лыжи беговые или туристские. Ботинки. Палки.
27. Спальник.
28. Коврик.
29. Мешок непромокаемый для личных вещей.

 

ГРУППОВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.

№ п/п Наименование
1. Котлы.
2. Топор.
3. Нож.
4. Часы ручные механические.
5. репшнур
6. Сухой спирт.
7. Фляга для воды 1,5-2 л.
8. Палатка 3-5 местная с непромокаемым тентом.
9. Блокнот, ручка, линейка.
10. Верёвка основная диаметром 10мм, 40м.
11. Верёвка основная д-10мм, 50 – 60м.
12. Верёвка основная д-10мм, 20-25м.
13. Верёвка основная д-10мм, 30 м.
14. Верёвка вспомогательная (репшнур) д-6мм, 40м.
15. Карабин
16. Система для транспортировки пострадавшего.
17. Блок ролики.
18. Петли двойные, д-10мм, 3-5м.
19. Полотно для изготовления носилок.
20.Медицинская аптечка.
21. Ремонтный набор.
22. Костровые принадлежности (троссик и т.д.) из металла.
23. Фотоаппарат цифровой.
24. Картографический материал.
25. Курвиметр.
26. Газовая горелка.
27. Шант.
28. Зажим жумар двойной
29. Средства для подъёма по вертикальным перилам.
30. Пила двуручка или цепная.