Эколог-исследователь

    Разделы «Экология растений» и «Экология животных» посвящены изучению основных экологических особенностей представителей местной флоры и фауны. В нём подробно рассматриваются не только вопросы биологии, типичные особенности наших живых организмов, но и редкие, охраняемые, в том числе и реликтовые видов живых организмов своей местности. И здесь связующей нитью проходит мысль о связи внутреннего и внешнего строения организма с условиями его обитания (биотопом), осуществляется переход к понятию экотоп. Внимание учащихся заостряется на чувствительности всех живых существ к вмешательству человека в их среду обитания.

    Третий раздел курса «Экология и здоровье человека» в нём рассматриваются критерии здоровья человека, факторы сохранения здоровья.

    «Экология своей местности» посвящен проблемам той местности, где живет ученик, всему, что его окружает. Причем большинство проблем, как-то: выбросы котельных и автотранспорта, свалки, хищническое использование представителей растительного и животного мира, являются общими для многих населенных пунктов нашей необъятной страны, в чём и заключается универсальность данной авторской разработки. Особо акцентируется внимание на том, что же конкретно сами учащиеся, жители данного населённого пункта уже сегодня могут сделать для улучшения экологической обстановки в своем общем доме – своей малой Родине.

    Логическим завершением курса является раздел «Охрана окружающей среды», в котором осуществляется плавный переход к правовым документам и нормативным актам, лежащим в основе регулирования эколого-правовых взаимоотношений предприятий и органов экологического контроля, что особенно важно при нынешних экологических условиях в стране, на пути построения правового государства в России. В этом же разделе учащимися осваивается основной понятийный аппарат экологической дисциплины, происходит знакомство с материалом, который связан с особо охраняемыми территориями: заповедниками, заказниками, национальными парками, памятниками природы, выявляется роль таких территорий как мест экологических исследований и научных разработок по спасению живой природы, эталонных участков земной поверхности, где в нетронутом виде остаются объекты растительного и животного мира. Здесь же акцентируется внимание учащихся не только на международной природоохранной деятельности, но и на конкретной роли каждого учащегося в деле охраны природы своей местности.

    При освоении материала данного курса идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, географии, ботаники, зоологии, химии. Прочные межпредметные связи – залог успешного и глубокого усвоения материала учеником.

    Педагоги

    Мурсалимова Д.Ш-  педагог дополнительного образования

    Содержание программы

    Тема
    1. Введение.
    2. Оформление исследовательских работ
    3. Экология растений
    4. Экология животных
    5. Экология и здоровье человека
    6. Экология своей местности
    7. Охрана окружающей среды

    ИТОГО: 144 часа

    Цели программы

    - Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.

    - Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

    Результат программы

    В результате освоения программы, обучающийся должен знать:

    · первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

    · определения основных экологических понятий (фитоценоз, сукцессия, ярусность, заповедник, заказник, национальный парк, реликт, агроценоз, фитоценоз, экотоп, биотоп, экотон и др.);

    · об отношениях организмов в популяциях;

    · о строении и функционировании разных сообществ, ярусное распределение организмов в экосистемах;

    · о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций и биоценозов своей местности;

    · основные типы сообществ своего родного края;

    · растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);

    · сроки сбора лекарственных растений, правила заготовки лекарственного сырья;

    · роль растений и животных в природе и жизни человека, рациональное использование животного и растительного мира своей местности;

    · о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, её загрязнении, источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения);

    · о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнением, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

    · об использовании и охране недр (проблемы исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых своей местности);

    · о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушение почв, ускоренная эрозия, её виды);

    · современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

    · о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений, Красная книга, Красная книга Ульяновской области и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

    · о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заказников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги Ульяновской области в охране редких и исчезающих видов).

    Особые условия проведения

    Занятия по программе «Эколог – исследователь» включают теоретические, практические, экскурсионные, индивидуальные, контрольные и резервные часы. Раскрытие теоретических основ курса «Эколог – исследователь» осуществляется в форме лекций, видеолекций, бесед в непринужденной обстановке по принципу «от простого к сложному» с учётом уже имеющихся базовых школьных знаний.

    Практическая и исследовательская часть программы предусматривает как групповую форму, так и самостоятельную работу. Основные виды практических работ: игра – обучение, игра – путешествие, круглый стол, экологические рейды, разработка исследовательских проектов, пресс – конференция, деловые игры, лабораторные работы.

    Индивидуальный вид занятий связан с потребностью вести самостоятельную научно – исследовательскую работу. Данный вид занятий реализуется в рамках времени, отведённого на группу. Осуществляются индивидуальные занятия по двум направлениям:

    - работа с учащимися по индивидуальной программе (помощь в разработке тем и оформлении научных исследований, консультативная помощь и т.д.);

    - выполнение учащимися индивидуальных занятий (разработка проекта, подготовка доклада, сообщения, подбор списка литературы, изготовление коллекции или гербария и т.д.).

    Экскурсионная форма занятий позволяет ознакомиться с областью применения экологических знаний, как в природе, так и на производстве. Одна из форм проведения этого вида занятий – экскурсия с элементами исследования – позволяет соединить теорию, практику и контроль.

    Кон­троль знаний и умений – это сигнальная система успешности освоения программы. Фор­мы контроля программы построены в виде ролевых игр, игр-викторин, игр-конкурсов, предлагающих учащим­ся различные экологические задачи; экологических эстафет, конференций, от­четов, выставок, тестов и защиты исследовательских проектов.

    Материально-техническая база

    Оборудование.
    Комнатные растения.
    Плоды и семена растений.
    Влажные препараты.
    Беззубка.
    Гадюка.
    Развитие лягушки.
    Развитие тритона
    Развитие птицы
    Коллекции.
    1)Коллекция шишек, плодов, семян деревьев и кустарников
    2)Насекомые и их естественные враги.
    3)Насекомые вредители культурных растений.
    4)Коллекция представителей отрядов насекомых.
    5)Коллекция «Лён».
    6)Хлопок и продукты его переработки.
    7)Коллекция образцы коры и древесины.
    8)Коллекция семян и плодов.
    9)Коллекция насекомых.
    10)Коллекция голосеменных растений.
    11)Коллекция деревьев и кустарников.
    12)Растительность низменного типа болот.
    Гербарии.
    1)Гербарий по систематике растений.
    2)Гербарий по морфологии растений
    2)Гербарий культурных растений.
    3)Гербарий жизненных форм растений
    4)Гербарий деревьев и кустарников
    5)Гербарий лекарственных растений.
    Общее лабораторное оборудование.
    1)Стеклянная посуда: пробирки, колбы, стаканы.
    2)Наборы препаровальных инструментов.
    3)Предметные и покровные стёкла.
    4)Микроскоп
    4)Семена огурцов, зерновок пшеницы и овса.
    5)Секундомер или часы с секундной стрелкой.
    6)Лупа
    7)Рулетка
    8)Термометр