Компьютерная грамотность

    • (1)

    Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

    На каждом этапе обучения курса выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

    Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.

    Педагоги

    Учитель математики: Солаев Вадим Петрович

    Содержание программы

    Учебно-тематический план. 1 – 2 класс (1 час в неделю)

    Знакомство с техникой безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. Сферы применения компьютеров в жизни человека. 1 ч.

    Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров – сказка «Компьютерная школа» Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? 1 ч.

    Понятие и назначение курсора. Управление мышью. 1 ч.

    Клавиатура. Клавиатурные тренажёры. 1 ч.

    Клавиатурные тренажёры. 1 ч.

    Компьютерные программы. Как работают компьютерные программы. Запуск программы. Завершение выполнения программы. 1 ч.

    Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. 4 ч.

    Понятия вверх, вниз, вправо, влево. 2 ч.

    Развитие внимания. 3 ч.

    Выделение существенных признаков предмета 1 ч.

    Выделение существенных признаков группы предметов 2 ч.

    Выявление закономерностей в расположении предметов 2 ч.

    Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств 1 ч.

    Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов. 3 ч.

    Урок загадок. 1 ч.

    Логика и конструирование 3 ч.

    Симметрия 1 ч.

    Закономерность в ряду предметов или чисел 1 ч.

    Решение логических задач 2 ч.

    Резерв 2 ч.

    Итого 34 ч.

     

    Учебно-тематический план. 3 – 4 класс (1 час в неделю)


    Введение. Tехника безопасности в компьютерном классе. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров. 1 ч.

    Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы. 1 ч.

    Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. 1 ч.

    Окно – как основное понятие. Режим работы окна. 1 ч.

    Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. 1 ч.

    Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. 1 ч.

    Буфер обмена. Работа с группой объектов. 1 ч.

    Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, влево. 2 ч.

    Выделение существенных признаков предмета. 1 ч.

    Знакомство с множествами. 1 ч.

    Вложенность множеств. 1 ч.

    Логика и русский язык. 1 ч.

    Подготовка к введению понятий «симметрия». Игра «Путешествие в страну Зазеркалье» 1 ч.

    Симметрия. 1 ч.

    Симметрия. Паркеты. 1 ч.

    Решение логических задач. 1 ч.

    Логика и математика 1 ч.

    Что такое информация? Виды информации 1 ч.

    Способы передачи и получения информации 1 ч.

    Кодирование и декодирование информации 2 ч.

    Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку. 1 ч.

    Логические концовки 1 ч.

    Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок «и», «или», «не», «найдется», "для всех" 1 ч.

    Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов 1 ч.

    Алгоритмы в математике и русском языке 1 ч.

    Способы записи алгоритмов 1 ч.

    Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра «Фокусы с числами» 1 ч.

    Работа в алгоритмической среде 1 ч.

    Исполнитель Колобок на линейке. 2 ч.

    Резерв 2 ч.

    Итого 34 ч.

    Цели программы

    Цели изучения основ информатики в начальной школе:

    1. освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

    2. овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

    3. развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

    4. воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

    Результат программы

    1 – 2 класс

    В результате обучения учащиеся должны:

    - знать правила поведения в компьютерном классе;

    - знать основные сферы применения компьютеров;

    - уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях «вверх», «вниз», «вправо», «влево«;

    - уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;

    - уметь проводить анализ при решении логических задач;

    - иметь понятие о множестве;

    - уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;

    - уметь находить общий признак для группы предметов;

    - знать понятие существенного признака предмета;

    - уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;

    - уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;

    - уметь предлагать несколько вариантов «лишнего предмета» в группе однородных предметов;

    - уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;

    - уметь разделять фигуру на заданные части по представлению;

    - уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;

    - иметь представление о различных формах курсора;

    - знать назначение клавиш Enter, BackSpace, пробел;

    - уметь управлять объектами на экране монитора.

     

     

    3 – 4 класс 

    - знать и уметь рассказывать правила поведения в компьютерном классе;

    - знать основные сферы применения компьютеров;

    - знать основные устройства компьютера;

    - уметь решать задачи, связанные с анализом исходных данных;

    - уметь выделять признак, по которому произведена классификация предметов;

    - уметь находить закономерности в ряде предметов и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

    - уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;

    - иметь представление о понятии симметрии и видах осей симметрии;

    - уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;

    - уметь получать вариативные решения;

    - уметь строить несложные паркеты;

    - уметь делать правильные умозаключения и аргументировать свои выводы;

    - уметь выявлять причинно-следственные связи;

    - уметь решать задачи с неопределенным ответом;

    - знать понятие отрицания и уметь использовать математическую запись отрицания;

    - знать понятие «массив», уметь приводить примеры массивов;

    - знать операцию присваивания;

    - уметь заполнять массивы с использованием операции присваивания;

    - уметь работать с несколькими массивами;

    - уметь делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора.

    Особые условия проведения

    Программа предусматривает использование следующих форм работы:

    · фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников

    · индивидуальной – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи, учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

    · групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

    Материально-техническая база

    Компьютер, пакет Microsoft Office