Техника пешеходного туризма

    Программа направлена на адаптацию ребенка к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает профориентационные знания по профессии спасатель, пожарный, высотник, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии.

    При составлении программы учтены следующие разделы: специальная подготовка (туристское многоборье), подготовка к походу (туристский быт), спортивное ориентиро­вание, общая физическая подготовка. Использовались материалы программ «Спортивное ориентирование», «Пешеходный туризм».

    Программа направлена на решения следующих задач:

    - укрепления здоровья, содействия правильному физическому развитию воспитанников;

    - создание условий для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;

    - социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

    - обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;

    - воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

    - развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;

    - повышение технического и тактического мастерства участников соревнований по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, поисково-спасательным работам;

    - обеспечение безопасности спортивных туристских походов и соревнований.

    - формирование бережного отношения к природе.

     

     

    Педагоги

    Курчьев С.И, Дружинин А.М

    Содержание программы

    № п/п Наименование тем и разделов
    1. Введение
    1.1. Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.
    2. Специальная туристическая подготовка
    2.1. Специальное личное снаряжение.
    2.2. Узлы.
    2.3. Работа с веревками.
    2.4. Работа с карабинами.
    2.5. Личное прохождение этапов.
    2.6. Командное прохождение дистанции.
    2.7. Туристическое многоборье
    2.8. Соревнования по пешеходному туризму.
    3. Походная подготовка.Турбыт.
    3.1. Групповое снаряжение.
    3.2. Подготовка к походу.
    3.3. Движение в походе.
    3.4. Профилактика опасностей в походе.
    3.5. Организация бивачных работ.
    3.6. Доврачебная помощь.
    3.7. Питание в походе.
    3.8. Составление отчета о походе.
    4. Краеведение
    4.1. Туристические возможности родного края. Обзор экскурсионных объектов.
    4.2. Изучения района путешествия, краеведческие наблюдения.
    5. Спортивное ориентирование.
    5.1. Краткие сведения о спортивном ориентирование.
    5.2. Топографическая подготовка.
    5.3.Виды и правила соревнований по спортивному ориентированию.
    5.4.План. Карта.
    5.5.Компас.
    5.6.Условные знаки.
    5.7.Тактико-техническая подготовка.
    5.8.Азимут. Движение по азимуту.
    5.9.Чтение карты.
    5.10. Полигоны по спортивному ориентированию.
    5.11. Соревнования по спортивному ориентированию.
    6.Общая физическая подготовка.
    6.1.Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения.
    6.2. Спортивные игры.
    6.3. Силовая подготовка.
    6.4. Кроссовая подготовка.
    6.5. Эстафеты.

    ИТОГО за период обучения: 144 часа

    Цели программы

    Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

    Это определение прежде всего указывает на то, что в туристской деятельности должны интегрироваться такие основные аспекты воспитания, как нравственный, трудовой, физический, патриотический, интеллектуальный, эстетический, экологический.

    Результат программы

    - надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки, преодолевать естественные и искусственные препятствия, лично преодолевать этапы: спуск, подъем по склону, траверс склона, переправу по бревну, навесная переправа, переправа по верёвке с перилами, маятниковую переправу, заболоченный участок;

    - правилам прохождения этапов дистанции пешеходного туристского многоборья, применять штрафные баллы за неправильные действия на этапах пешеходного туристского многоборья, подбирать личное и групповое снаряжение для двухдневного похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты, составлять меню;

    - комплектовать походную аптечку, уметь применять лекарственные препараты содержащиеся в аптечке по назначению; основам гигиены туриста;

    - мерам безопасности во время участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях;

    - подвижным и спортивным играм;

    - различать стороны горизонта, ориентироваться по природным признакам, различать условные знаки спортивных и топографических карт, измерять расстояние шагами, работать с компасом;

    Развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников;

    Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдения экологических требований.

    Задачами для второго года обучения является учить детей:

    - методике преодоления естественных препятствий согласно руководству для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма (автор Теплоухов), закреплять на практике технические приемы наведения различных переправ, техники и тактики командной работы на этапах соревнований по пешеходному туристскому многоборью, совместно с педагогом анализировать итоги соревнований, находить ошибки в технических и тактических приёмах и исправлять их;

    - планировать маршрут 2-3 дневных походов, составлять график движения, заполнять маршрутную документацию, читать карту, овладевать тактическими приемами спортивного наведения, навыкам движения по азимуту, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе на технических этапах дистанций соревнований, походах.

    Развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников;

    Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдения экологических требований.

    Задачами для третьего года обучения является учить детей:

    - совершенствовать скоростные навыки завязывание узлов, личного прохождения этапов пешеходного туристского многоборья, самостоятельной работе по организации командного прохождения технических этапов, самостоятельно планировать тактику прохождения дистанции, изготавливать носилки и организовывать транспортировку пострадавшего с сопровождающим на технически сложных этапах пешеходного туристского многоборья;

    - совместно с педагогом планировать маршруты категорийных походов, навыкам организации и подготовки к категорийным походам, самостоятельно организовывать туристский бивак, составлять отчеты по итогам категорийных походов, самостоятельной отработке технических и тактических приемов спортивного ориентирования;

    - обеспечивать безопасность при работе на технических этапах дистанций соревнований, в походах.

    Развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников;

    Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдения экологических требований.

    Особые условия проведения

    Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

    Материально-техническая база

     

    Наименование
    Котлы.
    Топор.
    Нож.
    Часы ручные механические.
    репшнур
    Сухой спирт.
    Фляга для воды 1,5-2 л.
    Палатка 3-5 местная с непромокаемым тентом.
    Блокнот, ручка, линейка.
    Верёвка основная диаметром 10мм, 40м.
    Верёвка основная д-10мм, 50 – 60м.
    Верёвка основная д-10мм, 20-25м.
    Верёвка основная д-10мм, 30 м.
    Верёвка вспомогательная (репшнур) д-6мм, 40м.
    Карабин
    Система для транспортировки пострадавшего.
    Блок ролики.
    Петли двойные, д-10мм, 3-5м.
    Полотно для изготовления носилок.
    Медицинская аптечка.
    Ремонтный набор.
    Костровые принадлежности (троссик и т.д.) из металла.
    Фотоаппарат цифровой.
    Картографический материал.
    Курвиметр.
    Газовая горелка.
    Шант.
    Зажим жумар двойной
    Средства для подъёма по вертикальным перилам.
    Пила двуручка или цепная.