Химия вокруг нас

    Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

    Данная программа предназначена для детей в возрасте 13-16 лет. Программа рассчитана на 72 часа в год, 2 часа в неделю. Оптимальная численность объединения 10-12 человек.

    Педагоги

    Учитель химии Рангаева Екатерина Федоровна

    Содержание программы

    Тема 1. Первоначальные химические понятия 24 ч

    Тема 2. Явления, происходящие с веществами 7 ч

    Тема 3. Химия в быту 37 ч

    Тема 4. Рассказы по химии 4 ч

    Цели программы

    Цели курса «Химия вокруг нас»

    · формирование естественно-научного мировоззрения школьников, развитие личности ребенка

    · развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира;

    · освоение важнейших знаний об основных понятиях химии на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне;

    · формирование навыков применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    Результат программы

    Планируемые результаты обучения

    В результате изучения курса «Химия вокруг нас» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.

    Личностные результаты

    учащиеся 7-9 классов должны:

    · знать основные принципы отношения к живой и неживой природе;

    · иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;

    · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    · объяснения химических явлений, происходящих в природе, бытуи на производстве;

    · экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    · безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

    · приготовления растворов заданной концентрации в быту.

    · критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

    · понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

    · осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

     

    Метапредметные результаты

    учащиеся 7-9 классов должны:

    · овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.

    · уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

    · уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;

    · осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

    Предметные результаты

    Учащиеся должны знать и понимать:

    · химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу;

    · важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные вещества; качественные реакции;

    · сновные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;

    · важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, СМС;

    уметь:

    · называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

    · выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;

    · проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

    Особые условия проведения

    Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.

    Проведение занятий в рамках курса предполагает использование:

    · элементов технологии проблемного обучения;

    · элементов научного исследования (проектной деятельности);

    · элементов лекции с использованием мультимедийной техники;

    · лабораторных опытов и практических работ;

    · дидактических игр.

     

    Материально-техническая база

    Самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах при выполнении лабораторных и практических работ, выполнению экспериментальных заданий; публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование, игры, викторины и др.