Основы финансовой грамотности

Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию современного человека, она так же жизненно важна для каждого человека, как и умение писать и считать.

Финансово грамотное население: ежемесячно ведет учет расходов и доходов семьи, живет по средствам – без излишних долгов, финансово планирует на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам и подготовка к пенсии), приобретает финансовые продукты и услуги на основе выбора, ориентируется в вопросах финансовой сферы. В целом суть финансовой грамотности можно определить как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека.

Низкий уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом.

 

Продолжительность реализации образовательной программы «Основы финансовой грамотности» составляет один учебный год (72 часа). Программа содержит четыре модуля.

Занятия по финансовой грамотности при реализации первой части образовательной программы проводятся один раз в неделю в течение 2-х академических часов.

Ожидаемые образовательные результаты.

В результате освоения образовательной программы «Основы финансовой грамотности» обучающиеся приобретут следующие образовательные результаты.

Личностные образовательные результаты (личностные характеристики и установки).

Стремление к повышению благосостояния семьи путем правильного использования услуг финансовых организаций и осознанного неприятия чрезмерных рисков, связанных с получением этих услуг.

Понимание наличия финансовых рисков в современной экономике и необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных жизненных ситуаций.

Осознание необходимости учета и планирования своих доходов и расходов, осознание важности сбережений.

Осознание необходимости ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.

Принятие на себя ответственности за свои финансовые решения, осознание последствий этих решений.

Осознание мотивов и целей (необходимости) получения кредита, осознание ответственности за выплату кредита.

Осознание необходимости использовать страховые продукты в различных сферах жизни.

Осознание того, что деньги должны работать, через инвестирование средств в фондовый рынок.

Критическое отношение к рекламе финансовых продуктов и услуг,установка на активный поиск и анализ информации.

Осознание необходимости сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные образовательные результаты (универсальные учебные действия).

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять деятельность.

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, контролировать и корректировать деятельность, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Умение использовать групповую рефлексию для осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные образовательные результаты (предметные знания и умения).

Обучающиеся должны знать и понимать:

- что такое личный доход и каковы пути его повышения;

- что такое личные расходы, и каковы общие принципы управления расходами;

- различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

- общий доход семьи и его источники, и каковы пути повышения дохода;

- что такое заработная плата и каковы различные виды оплаты труда;

- как вести учет доходов и расходов и в чем его необходимость;

- как аккумулировать сбережения для будущих трат и в чем их необходимость;

- принцип хранения денег на банковском счете, как сбережения могут приносить доход и т.д. 

Педагоги

Соколов Алексей Михайлович

Содержание программы

Основы финансовой грамотности 1 Финансовая грамотность (Смышляевка)
Раздел Описание раздела Тема урока Кол-во часов
«Управление личными (семейными) финансами» Денежные средства семьи. основные понятия 1
Денежные средства семьи. Финансовое благосостояние 1
Денежные средства семьи. Финансовое планирование 1
Денежные средства семьи.Источники доходов 1
Семья и финансовые организации Семья и финансовые организации. Основные понятия 1
Семья и финансовые организации. Финансовые организации 1
Семья и финансовые организации. Товары и услуги финансовых организаций как средство повышения благосостояния 2
Семья и государство. Основные понятия 1
Семья и государство. Налоги 2
Семья и государство. Пенсия 1
Участие в финансовых боях и коммуникативном турнире. Правила чемпионата по Финансовой грамотности 4
Рефлексия (анализ и оценка результатов участия в Чемпионате по Финансовой грамотности). 2
«Как накопить деньги и сохранить сбережения?» Услуги финансовых организаций. Сбережения. Основные понятия 1
Услуги финансовых организаций. Сбережения. Банковские вклады 2
Услуги финансовых организаций. Сбережения. Сберегательные банковские вклады 2
Взаимоотношения с банком и страхования вкладов 1
Услуги финансовых организаций. Инвестирование и ценные бумаги. Услуги финансовых организаций. Инвестирование и ценные бумаги. Основные понятия 1
Услуги финансовых организаций. Инвестирование и ценные бумаги. Инвестирования в ценные бумаги 2
Фондовый рынок 1
Участие в финансовых боях и коммуникативном турнире 6
Рефлексия (анализ и оценка результатов участия в Чемпионате). Написание эссе. 2
«Большая Покупка. Услуги кредитных организаций» Услуги финансовых организаций. Кредитование. Основные понятия 2
Займы 2
Банковские кредиты 2
Участие в финансовых боях и коммуникативном турнире 4
Рефлексия (анализ и оценка результатов участия в Чемпионате). Написание эссе. 2
«Риски и услуги страховых организаций» Финансовые риски/ Основные понятия 1
• Финансовые риски 1
Риски финансового мошенничества 1
Экономический кризис 1
Услуги финансовых организаций. Страхования. Основные понятия 1
Риски и страхование 1
Страхование, как способ сокращения финансовых потерь 1
Взаимоотношения со страховщиками 1
Участие в финансовых боях и коммуникативном турнире 4
2 1
Подготовка к участию в финансовом чемпионате 4
Участие в финансовом чемпионате 4
Обобщающее занятие. Подведение итогов. Аттестация. 3

Цели программы

Цель и задачи образовательной программы.

Цель программы – повышение финансовой грамотности школьников 11-16 лет средствами проектной деятельности и интерактивных форм обучения в организациях дополнительного образования детей.

Задачи программы:

Образовательные

- приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие уменийпользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений.

Воспитательные

- повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния

Развивающие

- усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач.

Результат программы

 Личностные образовательные результаты (личностные характеристики и установки).

Стремление к повышению благосостояния семьи путем правильного использования услуг финансовых организаций и осознанного неприятия чрезмерных рисков, связанных с получением этих услуг.Осознание необходимости ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.

Осознание мотивов и целей (необходимости) получения кредита, осознание ответственности за выплату кредита.

Осознание необходимости использовать страховые продукты в различных сферах жизни.

Осознание того, что деньги должны работать, через инвестирование средств в фондовый рынок.

Критическое отношение к рекламе финансовых продуктов и услуг,установка на активный поиск и анализ информации.

Осознание необходимости сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные образовательные результаты (универсальные учебные действия).

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять деятельность.

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Умение использоватьгрупповую рефлексиюдля осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные образовательные результаты (предметные знания и умения).

Обучающиеся должны знать и понимать:

- что такое личный доход и каковы пути его повышения;

- что такое личные расходы, и каковы общие принципы управления расходами;

- различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

- общий доход семьи и его источники, и каковы пути повышения дохода;

- что такое заработная плата и каковы различные виды оплаты труда;

- как вести учет доходов и расходов и в чем его необходимость;

- как аккумулировать сбережения для будущих трат и в чем их необходимость;

- принцип хранения денег на банковском счете, как сбережения могут приносить доход;

- что необходимо иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

- что такое кредит и почему кредит дается под проценты;

- основные принципы кредитования и как можно взять кредит;

- различные виды кредитов и различия в процентной ставке;

- выгоды и риски, связанные с разными способами кредитования;

- что такое полная стоимость кредита;

- что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем;

- что такое финансовый риск, основные задачи и принципы страхования;

- различные виды страховых продуктов, как застраховать риски;

- условия страховых выплат в случае наступления страхового случая;

- что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования;

- основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск;

- что такое инвестиционные организации, в том числеПИФы, и как они приносят доход;

 

- влияние образования на последующую карьеру;

- что такое предпринимательство, каковы преимущества и недостатки предпринимательской деятельности, какими качествами должен обладать предприниматель;

- каковы основные показатели эффективности компании (фирмы), какие факторы влияют на прибыль компании (фирмы), чему равна справедливая стоимость компании (фирмы);

- каковы основные этапы создания собственного бизнеса, каковы основные правила создания нового бизнеса, какие бывают источники денежных средств для создания бизнеса;

Обучающиеся должны уметь:

- различать регулярные и нерегулярные источники дохода;

- различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога;

- давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания;

- оценить свои ежемесячные расходы;

- контролировать спонтанные покупки, не выходить за рамки бюджета;

 

- составлять личный (семейный) бюджет;

- откладывать деньги на определенные цели;

- различать депозит (срочный вклад) и текущий счет;

- различать товары и услуги, которые не могут быть приобретены на регулярный доход;

- читать и проверять банковскую выписку;

- выделять плюсы и минусы использования кредита;

 

Особые условия проведения

Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на школьников 11-16 лет, ориентированных на получение знаний и умений по финансовой грамотности и имеющих допуск по состоянию здоровья.

 

Материально-техническая база

Помещения и условия для проведения первой части образовательной программы «Азбука финансовой грамотности» должны отвечать всем установленным санитарно-гигиеническим требованиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, учебных кабинетов и т.д.).

Для реализации первой части образовательной программы требуется:

а) помещение (актовый зал) не менее 50 кв. м. для проведения финансовых боев и коммуникативных турниров. Помещение должно быть оборудовано мобильными микрофонами и усилительной установкой,  компьютером, видеопроектором и экраном, учебной доской (флипчартом), стульями и столами для участников,жюри и зрителей, стендом для календарного плана Чемпионата итурнирной таблицы, плакатов;

б) гонг, карточки голосования для жюри (изготовляются из цветной бумаги или тонкого пластика);

в) канцелярские принадлежности: ножницы, блокноты, ватман, ручки, фломастеры, бумага А4.