Основы финансовой грамотности

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

 

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию современного человека, она так же жизненно важна для каждого человека, как и умение писать и считать. Финансовая грамотность помогает домохозяйствам эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней личной задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка.

 

Финансовую грамотность принято определять как совокупность знаний о финансовом секторе, особенностях его функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, и умения их применять с полным осознанием итогов своих действий и готовностью нести ответственность за осуществляемые решения. Финансово грамотное население: ежемесячно ведет учет расходов и доходов семьи, живет по средствам – без излишних долгов, финансово планирует на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам и подготовка к пенсии), приобретает финансовые продукты и услуги на основе выбора, ориентируется в вопросах финансовой сферы. В целом суть финансовой грамотности можно определить как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека

Педагоги

Собенникова Светлана Владимировна

Строев Владимир Викторович 

Содержание программы

Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на школьников 12-17 лет, ориентированных на получение знаний и умений по финансовой грамотности и имеющих допуск по состоянию здоровья.

Продолжительность реализации образовательной программы «Основы финансовой грамотности» составляет два учебных года (первый год −144 часа, второй год −216 часов). Программа содержит четыре модуля.

Занятия по финансовой грамотности проводятся два раза в неделю в течение 2-х академических часов в первый год обучения, три раза в неделю в в течение 2-х академических часов во второй год обучения.

Цели программы

Повышение финансовой грамотности школьников 12-17 лет средствами проектной деятельности и интерактивных форм обучения в организациях дополнительного образования детей.

- формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Результат программы

 

Осознание необходимости учета и планирования своих доходов и расходов, осознание важности сбережений.

Осознание необходимости ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.

Принятие на себя ответственности за свои финансовые решения, осознание последствий этих решений.

Осознание мотивов и целей (необходимости) получения кредита, осознание ответственности за выплату кредита.

Осознание необходимости использовать страховые продукты в различных сферах жизни.

Осознание того, что деньги должны работать, через инвестирование средств в фондовый рынок.

Критическое отношение к рекламе финансовых продуктов и услуг, установка на активный поиск и анализ информации.

Осознание необходимости сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять деятельность.

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, контролировать и корректировать деятельность, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

 

что такое личный доход и каковы пути его повышения;

что такое личные расходы, и каковы общие принципы управления расходами;

различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

общий доход семьи и его источники, и каковы пути повышения дохода;

что такое заработная плата и каковы различные виды оплаты труда;

как вести учет доходов и расходов и в чем его необходимость;

как аккумулировать сбережения для будущих трат и в чем их необходимость;

принцип хранения денег на банковском счете, как сбережения могут приносить доход;

что необходимо иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

что такое кредит и почему кредит дается под проценты;

основные принципы кредитования и как можно взять кредит;

различные виды кредитов и различия в процентной ставке;

выгоды и риски, связанные с разными способами кредитования;

что такое полная стоимость кредита;

что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем;

что такое финансовый риск, основные задачи и принципы страхования;

различные виды страховых продуктов, как застраховать риски;

условия страховых выплат в случае наступления страхового случая;

что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования;

основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск;

что такое инвестиционные организации, в том числе ПИФы, и как они приносят доход;

о возможностях финансового мошенничества и что нужно делать, чтобы не стать жертвой мошенников;

что у потребителя есть как обязанности, так и права, куда обращаться с жалобой на нарушение прав потребителей;

типы основных финансовых организаций;

влияние образования на последующую карьеру;

что такое предпринимательство, каковы преимущества и недостатки предпринимательской деятельности, какими качествами должен обладать предприниматель;

каковы основные показатели эффективности компании (фирмы), какие факторы влияют на прибыль компании (фирмы), чему равна справедливая стоимость компании (фирмы);

каковы основные этапы создания собственного бизнеса, каковы основные правила создания нового бизнеса, какие бывают источники денежных средств для создания бизнеса;

Обучающиеся должны уметь:

различать регулярные и нерегулярные источники дохода;

различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога;

давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания;

оценить свои ежемесячные расходы, и т.д.

 

Особые условия проведения

Особых условий для реализации программы не требуется

Материально-техническая база

А) помещение (актовый зал) не менее 50 кв. м. для проведения финансовых боев и коммуникативных турниров. Помещение должно быть оборудовано мобильными микрофонами и усилительной установкой, компьютером, видеопроектором и экраном, учебной доской (флипчартом), стульями и столами для участников, жюри и зрителей, стендом для календарного плана Чемпионата и турнирной таблицы, плакатов;

б) гонг, карточки голосования для жюри (изготовляются из цветной бумаги или тонкого пластика);

в) канцелярские принадлежности: ножницы, блокноты, ватман, ручки, фломастеры, бумага А4.